Сегодняшний пост про образование. Пост длинный получился - но ведь и учимся мы долго - подавляющее большинство как минимум десять лет, а многие и все пятнадцать.
И цифр многовато, к сожалению. Скучно будет.
Но что поделаешь - тема серьёзная. И я попытался подойти к ней так же серьёзно и без обычной своей иронии.
В общем, вчера
Сергей Иванов
(
Read more... )
1. Никто не спорит с тем, что есть лишние вузы. Проблема в людях, которые эти лишние вузы будут определять. Потому как эти люди ещё на недавнем определении эффективности тупо ввели единые критерии для всех: юристов, педагогов, инженеров, аграриев и прочих. В итоге 100% аграрных вузов оказались неэффективными по критериям научной работы и количества иностранных студентов. Причины очевидны, однако морду зеленкой помазали. Учитывая какие идут приказы и какие идут письма из Минобра РФ по вузам сейчас, всякая вера в рассудительность и адекватность этих людей разбивается в дребезги.
2. ЕГЭ. Это было проблемой раньше, это является проблемой и сейчас: ЕГЭ является одним из показателей качества школьного образования, а значит влияет на рейтинг школы и отношение к ней региональных министерств. Никого в системе среднего образования не волнует какие предметы выбирают школьники и какие из этих предметов пригодятся им потом при поступлении в вуз, важно чтобы они сдали эти предметы на высокие оценки. Очевидно, что раз подготовка по физике, химии и биологии требует лабораторий и действительно квалифицированного педагога, то школе выходит дороже, но школы хотят экономить. Зато для обществознания нужны только грамотный и непритязательный педагог, учебник и карандаш. Ластик не требуется. В итоге ситуация развивается из года в год одинаково: толпа школьников с обществознанием и куцый мизер школьников с физикой, биологией и химией.
Очевидно, что школьник с обществознанием физически не сможет подать документы, например, на электроэнергетику - запрещает федеральный порядок приема в вузы. В итоге по ряду направлений технические и аграрные вузы реально скребут по сусекам и зачисляют на бюджетные места чуть ли не 100% подавших документы. Это здорово влияет на качество обучения.
Не редки случаи, когда просто не выполняются контрольные цифры приема, а значит вузу уменьшается количество контрольных цифр в следующем году, ну и уменьшается финансирование.
3. Подушевое финансирование. Сейчас (с прошлого года) Москва перестает платить вузам за контрольные цифры приема, а платит за контингент обучающихся. Т.е., если раньше из 100 зачисленных на первый курс и 85 обучающихся на втором курсе Москва платила на 85 человек как за 100, то сейчас платить будет только за 85 человек. Мысль вроде бы здравая, расходы надо рационализировать, но как обычно выражается в виде уродливой хари. Поясню.
В вузах для работы одного преподавателя объем финансирования должен соответствовать 12 студентам-очникам. Очевидно, что в результате отчисления слабых студентов приходится сокращать преподавателей, но в соответствии с трудовым кодексом РФ под сокращение сначала попадают молодые педагоги, как имеющие сравнительно низкую квалификацию. Поскольку в государственных вузах зарплата преподавателя давно уже является предметом печальных анекдотов, фактически подушевое финансирование убивает молодых педагогов. Они первые идут под нож, что ставит под знак вопроса существование вуза и сохранность традиций обучения уже через 15 лет.
Наложите третий фактор на второй и получаем такую картину, что просто страшно, когда 80% работы вуза тащат на себе 20% его работников. Остальные висят титульными остепененными, потому что без них вуз банально потеряет право на ведение обучения. Нет кандидатов и докторов наук - нельзя обучать студентов. О какой эффективности вузов в таких условиях можно говорить вообще?
Reply
Юмор ситуации в том, что сейчас косяком с перспективой запрета набора абитуриентов может быть посчитано отсутствие пандуса хотя бы в одном из корпусов вуза, либо, например, отсутствие материалов вступительных испытаний проводимых вузом в виде текстов набранных с использованием шрифта Брайля. И фигня, что этот слепой не сможет работать потом электриком - право подать документы и получить образование электрика он имеет.
Формально сейчас в любом вузе можно найти огрехов достаточно чтобы его убивать. Важен только вопрос подати от вуза.
Reply
Reply
Leave a comment