Низы не хотели. Почему в расколе русской церкви религия была вторична

Jun 14, 2016 13:47

В чём собственно заключался Раскол? Какие конфликты были у раскольников с государством и официальным православием? Максимум, о чём упоминается — мелкие расхождения в обрядах, сколькими перстами креститься. И, собственно, всё. Но это же не повод, что бы уходить в леса и там строить скиты, а потом в этих скитах ещё и поджигать себя, — пишет пермский историк Владимир Пермяков.

well-p: Раскол

Сегодня мы с вами поговорим о Расколе, о его причинах и истинной сущности. Поводом для написания поста послужил разговор с одним моим знакомым, который тоже интересуется историей. Так вот он мне как то задал очень интересный вопрос: "В чем собственно заключался сам Раскол? Какие религиозные различия и конфликты были у раскольников с государством и РПЦ? Потому, что он, сколько о Расколе не читал, так этого и не понял. Максимум, о чем упоминается в книгах, это мелкие расхождения в обрядах.Самым большим яблоком раздоры был вопрос о том, сколькими перстами креститься. И собственно все. Но это же не повод, что бы уходить в леса и там строить скиты? А потом в этих скитах еще и поджигать себя.

Так вот все было на самом деле проще и гораздо прозаичнее, чем какие то там религиозные различия. Бытие определило сознание народа и породило Раскол, а не какие то там вопросы веры.

Есть такая очень хорошая книга: «Земство и расколь: выпуск первый. Афанасій Прокофьевич Щапов, в типографіи товарищества «Общественная Польза», 1862 - Всего страниц: 161.

Её я и буду цитировать в этом посте. Очень уж там все хорошо написано.

Для начала я расскажу как собственно жило Московское государство до середины 17 века, до собственно Раскола. А была у нас демократия, насколько это было возможно в те годы, которая называлась земством. Цари выбирались на Совете всей Земли. О чем я уже когда то писал. Это был средневековый аналог парламента. Делегатов на который выбирали Советы городов и областей. Именно оттуда собственно и пошло это слово - Советы. В провинции же было полное самоуправление. Связь с центром осуществлялась в основном через выплату дани (налогами это еще было назвать нельзя) раз в год. Причем собирали ее сами же местные жители и потом с выборным человеком отвозили в Москву. Правопорядок осуществляли выборные «шерифы», которые у нас назывались целовальники, о них я тоже как то уже писал. Судебная система была представлена выборными судьями, которые всем имуществом отвечали за свои решения. В общем тогда у нас было относительно демократическое общество в плане личных свобод и вольностей.

Только вот ни к чему хорошему это не привело. Смута начала 17 века, окончание которой мы празднуем 4 ноября, проистекала как раз из-за слишком слабой центральной власти. На местах все судили и рядили как хотели и в результате это все привело к гражданской войне и как следствие вмешательству в наши дела соседних государств. С этим надо было как то заканчивать. Вот как об этом было написано в концепции нового учебника истории: "Царь Алексей Михайлович Тишайший. Укрепление самодержавия и оформление абсолютизма. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.

А вот как об этом написано в книге,что я привел выше:

Из блога well-p
Из блога well-p
Из блога well-p
Конец демократии на Руси.И как следствие наметился, как написано в книге, разлад и Раскол. А потом и бунты пошли.

Из блога well-p
Кстати, они как то мало отражены в исторической литературе.А ведь по сути там была такая небольшая гражданская война.Ну вот сами почитайте статью в Советской исторической Энциклопедии. Но бунты подавили и вроде бы все обошлось. Но как из следствие возник Раскол.

Из блога well-p
Из блога well-p
Из блога well-p
Как видите религиозной подоплеки тут практически не было. Да в общем то и не могло быть. Приведу еще одну очень показательную цитату.

Из блога well-p
Ну как тут говорить о каком религиозном расколе, когда простой народ сути христианского то учения толком не знал? Вы вообще в курсе, что Библия вошла в русской общество (да и в европейское тоже) по существу только в начале 19 века? Причем при очень большом старании и прямом финансировании этого дела со стороны властей. До этого даже большая часть дворянства Библию просто не читало. В частности из-за не знания языков. Да и особо не стремилось. Да, вот такой у нас был народ-богоборец.

Религия в самом Расколе была глубокого вторична и всего лишь отражала внешние различия между раскольниками и властью, но ни как не саму суть Раскола. Которая состояла в резком урезании личных свобод и вольностей населения (и дворян в том числе) и полной централизации власти в государстве.

Было ли это неизбежно? Думаю да. Иначе наше государство просто бы исчезло с карты мира. Как исчезло соседнее Великое Княжество Литовское, в котором как раз прежняя демократия осталась. Да и раздел Польши в 17-18 веках произошел как раз по этим причинам. А вот мы выжили и более того, стали Империей. Заплатив за это конечно очень большую цену. Но иначе в истории не бывает. И Раскол тут служит напоминаем об этой цене.

Источник - http://well-p.livejournal.com/784620.html
Previous post Next post
Up