Когда мы говорим «советская Москва», мы представляем вполне определённый уклад жизни, облик горожанина, города. И эти представления совершенно не соответствуют реалиям 1920-х годов. Какой предстаёт столица в кинематографе того времени, рассказывает и показывает автор сообщества
progulkino.
Татьяна Воронцова, Создатель сообщества PROGULKINO:
В 1920-ы годы в широкий прокат выходили фильмы под названиями «Любовь втроём» или «Проститутка». Первым журналом, вышедшим тиражом больше 100 тысяч экземпляров, в советской России был журнал мод под названием «Ателье». В 1927 году, если верить каталогу московской почты, в Москве в свободной продаже было 28 наименований модных журналов.
Всё это вроде мелкие моменты, но они заставляют взглянуть на то время как-то по-другому. Кино, театр, политические карнавалы даже - шествия на машинах с масками, платформами в лучших традициях позднелужковской Москвы - всё это было в советской столице.
В сообществе PROGULKINO публикуются разборы кинофильмов, в которых встречается Москва. Разбирается каждый кадр со столицей - что это за место и что там находится сейчас.
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков. 1924 год
Москва в фильме великолепна и трудно узнаваема с точки зрения сегодняшнего дня. Сейчас уже и не представишь себе трамвай на Гоголевском и Никитском или застроенное деревянными домиками площадку, на которой теперь стоит ТЦ Европейский. Что-то снесено, что-то достаточно сильно изменилось... В общем, интересного много, есть кое-что неопознанное.
Первая часть разбора
____________________________
Вторая часть разбора
____________________________
Третья Мещанская (Любовь втроём). 1927 год
Для нас фильм ценен тем, что в нем очень много Москвы того времени: тут тебе и съемки с самолета, и интересные виды с крыши Большого театра или из трамвая, да и просто виды Москвы конца 1920-х.
Читать далее
____________________________
Девушка с коробкой. 1927 год
В «Девушке с коробкой» у Барнета с особой неприкрытой чистотой проявилась важная черта его творческого мира - поэзия вещей. Повседневный быт, улицы большого города и улочки с домиками пригорода, поезда, трамваи - весь вещественный, материальный мир передан режиссёром с какой-то особой, присущей только ему теплотой. С особым лиризмом. В картине очень много общих планов, напоминающих порой документальные кадры. Москва 1927 года...Заканчивается НЭП... Очень скоро город начнет стремительно меняться, и Барнет как-будто спешит зафиксировать на пленке Москву уходящую.
Читать далее
____________________________
Ваша знакомая. 1927 год
К сожалению, единственно уцелевшая часть «Вашей знакомой» (хронометраж 17мин 34сек), но и она позволяет судить о том, насколько важным явлением в искусстве был фильм в целом.
Читать далее
____________________________
Человек из ресторана. 1927 год
Мы можем увидеть, как выглядел самый известный московский ресторан в годы НЭПа, посмотреть на детали интерьера еще до глобальной реконструкции ,когда бывший Яръ был превращен в ресторан гостиницы "Советская".
Читать далее
____________________________
Дом на Трубной. 1928 год
Комедийная картина будет интересна и сегодняшним зрителям. Любопытна она и с москвоведческой точки зрения. Режиссер филма - Борис Барнет, с любовью показывает зрителям Москву, которая совсем скоро начнет стремительно меняться: узкие улочки скроются под большими проспектами, маленькие домики уступят место сталинским многоэтажкам, на месте кварталов доходных домов возникнут просторные площади...
Первая часть разбора
____________________________
Вторая часть разбора
____________________________
Третья часть разбора
____________________________
Another posts: Москва в зарубежном кино: Зарубежные режиссёры снимали и представляли Москву очень по-разному. Ленты, которые демонстрируют изменения образа советско-российской столицы в кино капиталистических стран, выбрали в сообществе PROGULKINO.