Jan 13, 2017 16:46
Вера Сердечная рассуждает о том, что общего у всех советских картин.
Окуджава в своей лаконичной и грустной песне описал всю жизнь женщины через летящий шарик - загуглите "Голубой шарик" Окуджавы, а можно поискать и в исполнении БГ.
Кажется, этот волнующий метафорический образ может быть навеян картиной Сергея Лучишкина. А может быть, и нет - метафоры, как и идеи, переносятся воздушно-капельным путем, особенно когда живешь, "под собою не чуя страны...".
Даже не заглядывая в дату, можно сказать, что картина эта - советского времени. И вроде бы нет ярких примет времени. И никаких коммунистических знаков. Но что-то властно говорит об эпохе. То ли типовые безликие пятиэтажки, то ли конструктивизм. А может быть, и особая типовая безысходность - сходящиеся линии, пятнистый колорит, чахлые, только что посаженные деревья... И забор, перечеркивающий перспективу.
Картина вызывает ощущение внутреннего неуюта, которое растет по мере того, как вглядываешься.
Это ощущение связано, скорее всего, не столько с воспоминанями о собственных улетевших шариках, сколько с противоречиями внутри самой картины. Наивная девочка - такая маленькая на фоне окружающей огромности. Яркие краски - только голубое платье и красный шарик; им властно противостоит грязный желто-серый колорит - и стен, и неба, и земли. Наверное, на картине весна, по крайней мере, девочка гуляет в платье, форточки открыты... Но в то же время нет зелени, нет листьев на деревьях, да и за окном висит сверток - так вывешивают за окно продукты, если холодильника нет. Какая-то вечная весна в одиночной камере...
Приметы юности, радости, праздника, весны - внешние и какое-то неправомочные, как будто их наклеили сверху: и смешную девочку, и летящий шарик, и даже утлые саженцы. Но настоящая жизнь совсем не такова - она происходит за окнами, внутри грязных пятиэтажек.
И там далеко не только красивые кувшины или мать со свертком на руках.
Но и повешенный - в верхнем правом окне.
И вспоминаются строки Тарковского - "Когда судьба по свету шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке".
И очень страшно за эту девочку.