133 года назад родился Джон Мейнард Кейнс, который считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки. Но гораздо важнее то, что теория Кейнса подарила человечеству возможность реализовать многовековую мечту — общества всеобщего благосостояния. К сожалению, всего на три десятка лет.
Кейнс, разумеется, представитель старой экономической школы. Но в лучшем смысле этого понятия - той школы, которая во главу угла ставит факт и здравый смысл. Сам он вспоминал о «состоянии восторга», в который привел его сбор статистических данных во время работы над первым крупным экономическим исследованием о взаимосвязи между движением цен в Индии и притоком и оттоком золота.
По насыщенности статистической информацией работы Кейнса можно считать образцом экономического исследования, наряду с «Капиталом» Маркса и ленинской работой «Империализм как высшая стадия капитализма» (в более поздних трудах Владимира Ильича, к сожалению, экономическая фактура всё больше уступала место идеологии и политике).
Уважение к статистике и здравому смыслу позволило Кейнсу ворваться в когорту самых известных экономистов своего времени уже в 1919 году, когда он написал «Экономические последствия мира». В этой работе, опубликованной в период бушевавшей во всем мире антигерманской истерии, Кейнс назвал трагической ошибкой наложение на Германию огромных контрибуций. Он предсказал, что это приведет к усилению реваншистских настроений среди немцев и, в последствии, к новой мировой войне.
Здесь же Кейнс предлагал комплекс мер по восстановлению экономики Германии, которые могли бы сделать эту страну равноправным членом мировой экономической системы, и не допустить разрастания в стране антифранцузских и антибританских настроений. Его не послушали, и вскоре к власти в Германии пришел Гитлер.
Безработные в Лондоне.
Bundesarchiv, 1930 год
А когда в Европе и США разразился беспрецедентный экономический кризис, вошедший в историю под названием «Великая депрессия», именно Кейнс стал главной надеждой на спасение мировой экономики. Появившаяся в 1936 году книга «Общая теория занятости, процента и денег» стала одним из важнейших событий в истории мировой экономической мысли, поскольку впервые смогла объяснить то, что марксисты называли «общим кризисом капитализма».
Кейнс, наследник Ленина
Диагноз Кейнса практически повторяет вывод, сделанный Лениным в работе «Империализм как высшая стадия капитализма»: всевластие «невидимой руки рынка» неизбежно приводит к перерождению рыночной конкуренции в доминирование монополий или формированию олигархии.
Но Кейнс идет дальше и формулирует фундаментальный постулат, вошедший в экономическую историю под названием «основной психологический закон». Он заключается в том, что расходы индивида растут быстрее, чем его потребление. То есть если доход гражданина вырастет, например, вдвое, его расходы повысятся, условно, лишь в полтора раза. Кейнс называет этот феномен «здравым смыслом», но вывод делает поистине революционный, вполне достойный Маркса и Ленина: концентрация богатства ведет к снижению потребления.
То есть гражданин с миллионом рублей создает меньший спрос на товары и услуги, чем тысяча граждан с тысячей рублей у каждого. На бытовом уровне это кажется вполне понятным - миллионер не будет покупать тысячу буханок хлеба, или телевизоров, или холодильников. В лучшем случае он купить что-нибудь сверхроскошное, но в единичном экземпляре.
Datawizz, 2009 год
При этом генерируемый одним богачом спрос всё равно окажется меньше спроса, который способно обеспечить множество представителей среднего класса. А поскольку платежеспособный спрос является ключевым фактором роста экономики, неизбежным следствием имущественного расслоения общества становится экономический кризис и депрессия.
Путь к «Золотому веку»
Основываясь на этой логике, Кейнс объявил несостоятельными базовые постулаты классической теории - о необходимости постоянного наращивания прибыли и тотальном доминировании индивидуализма. А заодно - и само убеждение о том, что «невидимая рука рынка» способна обеспечить экономическое процветание.
Главный вывод кейнсианской теории - проблемы развития экономики необходимо решать через увеличение платежеспособного спроса. Поэтому государство должно вмешиваться в отношения между работодателями и рабочими для того, чтобы повысить уровень жизни трудящихся посредством стимулирования роста зарплаты и увеличении разнообразных социальных выплат. Средства для финансирования этих программ государство должно получать через увеличение налогообложения богачей, а работодатели в свою очередь получат дополнительный доход за счет формирования ёмкого и стабильного рынка сбыта своей продукции.
Jeff Costlow, 2001 год
Доказательством правоты Кейнса стали «золотые десятилетия» после Второй мировой войны, когда правительства ведущих стран вели чисто кейнсианскую экономическую политику, темпы экономического роста были беспрецедентно высоки, а благосостояние населения неуклонно росло. Показатели безработицы в тот период держались на минимальном уровне, а инфляция по большей части не представляла собой проблемы. Мало того, и экономическое неравенство между бедными и богатыми гражданами, городом и деревней, ведущими и отсталыми странами были наименьшими в истории. Общество всеобщего благосостояния стало реальностью.
«Золотой век» закончился с развалом Бреттон-Вудской системы, когда на смену кейнсианству пришли неолиберальные теории, сводящиеся к лозунгу «жадность - это хорошо». Прямым результатом такой смены парадигмы, стал нынешний глобальный кризис.
Впрочем, похоже, что приближается ренессанс кейнсианских идей. На этот раз - в форме национальных программ по выплате безусловного
гарантированного дохода.