Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о запрете при оказании госуслуг требовать у граждан уже имеющиеся у органов власти документы. В список попали 85 видов «бумажек» — например, сведения о нарушениях ПДД, прохождении военной службы по призыву, данные об отсутствии судимости, выписки из ЕГРЮЛ. Учреждения теперь должны будут сами делиться этой информацией друг с другом в автоматическом режиме.
Реформирование бюрократии
Волокита российской бюрократии не один век была притчей во языцех, предметом острой сатиры классиков отечественной литературы от Гоголя до Маяковского. В какой-то степени она приносила дополнительный доход и коррумпированным бюрократам, и государству: начиная со времён Петра I все важные документы и справки составлялись только на гербовой бумаге, которая была, понятное дело, во много раз дороже обычной. Другим важным обстоятельством было потенциальное недоверие государства и его учреждений к своим подданным - ведь обилие требуемых документов напоминало фактически сбор доказательств своих слов, то есть изначальную «презумпцию виновности».
Народная пословица гласила: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек». В поздние советские времена обилие «бумажек», которые необходимо собрать для доказательства «что ты не верблюд», высмеивал сатирик Аркадий Райкин: «Дайте мне справку, что им нужна справка, что мне нужна справка».
Существенный прорыв к упрощению бумажной волокиты стал возможен лишь с развитием Интернета и компьютеризацией. Создание единых электронных баз, где фиксировалась вся подноготная каждого из нас, упрощало сбор чиновниками тех самых доказательств - в 2008 году была утверждена концепция электронного правительства, в 2009 году создан Интернет-портал госуслуг, в 2010 году система межведомственного электронного взаимодействия. В России стали возникать «службы одного окна», предоставляющие госуслуги гражданам и представителям бизнеса, в т.ч. частично и по Интернету, не требуя физического присутствия клиента в стенах учреждения. При использовании технологии «одного окна» от клиента скрывается процесс межведомственного информационного обмена, он перестаёт быть своего рода курьером для доставки информации о себе же самом из одного ведомства в другое: сдаёт один раз один минимально необходимый набор документов в одном месте (обычно - ксерокопию паспорта), одной формы, в одну службу, одному специалисту, и далее служба самостоятельно осуществляет все процедуры согласований и оформления.
udav102:
Правительство запретило госорганам требовать у россиян справки ...Данное распоряжение позволяет реализовать принятое еще в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у заявителя уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. Помимо этого, как утверждается в комментарии к документу, будет унифицировано межведомственное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти с федеральными, а также ускорено предоставление сведений по межведомственным запросам.
Читать далее в блоге автора В июле Медведев поручил к 2025 году создать единый информационный ресурс со сведениями обо всех гражданах, проживающих в России, - сообщает
lenta.ru. Создание государственного регистра населения - базы данных государственного масштаба - часть федеральной программы «Электронная Россия», утвержденной правительством в январе 2002 года.
fritzmorgen:
Бюрократия с человеческим лицом Отличные новости. Правительство запретило требовать у граждан 85 видов документов. Теперь носить справки в разные места будет гораздо легче - требовать, например, справку о размере пенсии федеральные органы больше не смогут. Почему не смогут? Потому что эти сведения они при необходимости легко получат прямо в Пенсионном фонде:
https://lenta.ru/news/2016/11/07/spravka/ Замечу, что это куда как более серьёзный шаг вперёд, чем кажется на первый взгляд. Знаете, иногда люди представляю себе государство в виде эдакого маленького чёрного ящика, где всё рядом и под рукой - как будто все полтора миллиона госслужащих отлично знакомы друг с другом.
На самом деле наладить обмен документами между ведомствами - архисложная задача. Для этого нужно выделить ресурсы, прописать протоколы, внести массу изменений в нормативные акты... вернусь к примеру со справкой о размере пенсии. Теперь ведь, получается, в Пенсионном фонде должен начать работу некий сайт, на котором любой чиновник сможет получить информацию о пенсии любого гражданина. Этот сайт нужно как-то подключить к базе данных по пенсиям, его нужно защитить от случайного доступа, пароли от сайта нужно раздать ответственным лицам по всей стране, при этом нужно ещё и обеспечить сохранение истории, чтобы в случае утечки информации понимать, кто конкретно запрашивал данные по вот этому пенсионеру.
К сайту нужно подключить горячую линию для решения технических вопросов, также надо организовать команду специалистов, которые будут решать разнообразные нестандартные вопросы. В России сейчас 43 миллиона пенсионеров - будьте уверены, нештатные ситуации с расчётами пенсий возникают постоянно.
В общем, по каждому документу, который теперь не требуют с граждан, была проведена колоссальная работа. А документов таких 85 - сведения о нарушении ПДД, о прохождении военной службы и так далее.
Впрочем, разумеется, эти вложения окупятся. Если у чиновника есть автоматизированная система получения справок, получить справку для него - дело одной минуты. Для гражданина - это минимум час. Разобраться, что именно нужно, доехать до места, где выдают справку, посидеть немного в очереди... В десятки раз дольше, чем нажать на пару кнопок на специальном сайте.
Ну а так как рабочее время чиновника стоит примерно столько же, сколько и рабочее время среднестатистического гражданина, перенос этой работы на сторону государства будет, несомненно, окупаться. Что, правда, выльется, вероятно, в некоторое увеличение поголовья чиновников...
Кстати, вы пользуетесь «Госуслугами» и «Налог.ру»? Отличные сайты, я вам доложу. В этом году на уплату налогов с имущества у меня ушло примерно 10 минут. За пять минут я распечатал квитанцию, потом ещё за пять минут скормил её банкомату и оплатил. Теперь на сайте указано, что все деньги зачислены, задолженности нет. На порядок удобнее, чем раньше, когда квитанции приходили (или не приходили) по почте.
Подведу итог
Тихо и незаметно для граждан мы обогнали Европу в вопросах бюрократии. Приезжающие к нам эмигранты уже завидуют нам - те вещи, которые оформляются в России моментально, в Европе иногда требуют длительного хождения по инстанциям и томительного высиживания в очередях.
Мне интересно, существует уже объективный рейтинг по бытовой бюрократии? Если существует, Россия должна быть в нём, думаю, где-нибудь на первых местах.
Обновление. Да, я понимаю, что в России существует СМЭВ, система межведомственного электронного взаимодействия. Да, именно её я и имел в виду. Нет, забивать читателям голову подробным описанием СМЭВ смысла я не вижу.
Читать далее в блоге автора