Вашаклахун-Убах-Кавиль на стела А воздвигнутой в Копане в 731 году
Вашаклахун-Убах-Кавиль ("Восемнадцать ликов К’авиля") был 13-м ахавом (правителем) царства Шукууп со столицей в Хушвинтик (городище Копан), из династии Кинич-Йаш-Кук-Мо (начало V века), «человека из Караколя», родственника царей Тикаля и Теотиуакана. Он носил также титул южного калоомте` (гегемона, императора). В представлениях майя их мир состоял из четырёх частей, по количеству сторон света. Картина его была такова, среди нескольких десятков мелких и средних царств выделяются четыре гегемона с титулом калоомте` (титул был заимствован из Теотиуакана, и соответствовал императорскому в европейском представлении). На севере правит Священный царь Баакуля (Паленке), на востоке - священный царь Кануля (Калакмуль), на западе - священный царь Мутуля (Тикаль), и на юге священный царь Шукуупа (Копан).
До того как была дешифрована письменность народа майя, Вашаклахун-Убах-Кавилю присвоили условное имя "Восемнадцать кроликов", как оказалось это были не кролики а лики Кавиля. Кавиль, один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - боевой-топор. Являлся покровителем правящих династий крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало.
Кавиль - одно из главных божеств майя
Вашаклахун-Убах-Кавиль взошёл на престол в молодом возрасте, что-то чуть больше 20 лет. Он наследовал ахаву К'ак'-Ути'-Виц'-К'авиилю (628 - 695), и судя по всему был поздним или младшим его сыном. На правление Вашаклахун-Убах-Кавиля приходится экономический и культурный расцвет и апогей могущества Шукуупского царства. Шло интенсивное строительство, прокладывались дороги - сакбе, возводились новые храмы и реконструировались старые, строились другие сооружения, устанавливались стелы и памятные панели с иероглифическими надписями, в честь знаменательных событий, создавались красивые и оригинальные скульптуры и барельефы.
Реконструкция храма Розалила в натуральную величину в музее Копана (Хушвинтик).
По приказу Вашаклахун-Убах-Кавиля была создана замечательная и частично сохранившаяся до наших дней оригинальная иероглифическая лестница на восточной стороне т.н. сооружения "Эсмерапльда" в Копане. Судя по количеству сооружений и памятников, построенных во время его правления, Вашаклахун-Убах-Кавиль считается величайшим покровителем искусств в истории Копана. Этот период в архитектуре майя характеризуется мастерской резьбой по камню и использованием глубоких, разноцветных пёстрых барельефов, которые представляют собой кульминацию скульптурной традиции Копана, да и всей цивилизации майя классического периода.
Реконструкция план-схемы Копана.
По приказу и под руководством Вашаклахун-Убах-Кавиля также возводились площадки для ритуальной игры в мяч (т.н. "балкарты". «стадионы»). 10 января 738 года, незадолго до своей трагической гибели Вашаклахун-Убах-Кавиль построил и освятил большой балкарты в столице городе Хушвентик (Копан), который является одним из самых грандиозных "стадионов" в Мезоамерике, больше будет построен только в Чичен-Ице позднее. Он примечателен наклонными скамьями, используемыми игроками, а также шестью маркерами в виде скульптур обезьян, назначение которых до конца не выяснено.
Площадка для игры в мяч.
Воины майя захватывают пленников.
Также Вашаклахун-Убах-Кавиля, как и его предшественник вёл войны против соседних царств майя и мятежных вассалов. Так в 710 году ахав Шукуупа атаковал, захватил, разграбил и сжёг царство Шкуй (локализация его пока не ясна). Позже он успешно воевал против коалиции царств Ципти', Пува и Бама (городище Лос-Иглас), причём последнее было непокорным вассалом Шукуупа. Захваченные в этих войнах пленники приносились в жертву, согласно кровавым ритуалам майя.
Битва двух военных отрядов майя.
Во внешней политике Вашаклахун-Убах-Кавиль ориентировался на союз с царством Йашмутуль столица Мутуль (городище Тикаль). Он также обменивался посольствами с правителями царства Баакаль (Паленке). Вашаклахун-Убах-Кавиль поддерживал союзнические и дружественные отношения с ахавом и калоомте` Йашмутульского царства Хасав-Чан-Кавилем I (682 - 734), и оказывал тому помощь в борьбе с другим гегемоном царством Кануль столица Чикнааб (городище Калакмуль). Противостояние с Канулем и погубило его, а также обрушило могущество царства Шукууп.
Жрецы майя приносят в жертву знатного пленника.
Одним из вассалов Шукуупа было царство Цу`со столица город Ци` (городище Киригуа). Само царство было небольшим, его столица уступала Копану в размерах раз в десять, но оно занимало стратегически важное место, контролировавшее торговый путь по реке Мотагуа. Судя по всему царством Ци`со управляла младшая ветвь правящей династии Шукуупа. В 724 году Вашаклахун-Убах-Кавиль провёл обряд инаугурации в ахавы Ци`со (Киригуа) К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.
Копан (Хушвентик) реконструкция современного художника.
Источники и литература:
1) Martin, Simon; Nikolai Grube (2000). Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya -
https://archive.org/...leofmayak00mart2) Стюфляев Максим. История царств майя. 2010-2011, эл.издание -
https://www.indiansw...ml#.YfcXJvxwncv3) Webster, David L. (2002). The Fall of the Ancient Maya: Solving the Mystery of the Maya Collapse
4) Д.Беляев. Правитель и его подданные в государствах древних майя // Правитель и его подданные: Социокультурная норма и ограничения единоличной власти. М.: Институт Африки РАН, 2009
5) Полюхович Юрий, Талах Виктор. Майя. Загадка «Змеиного» царства // Экзо. 2005.
6) Беляев Д.Д., Токовинин А.А. Сакральная власть майяских царей (III-IХ вв. н.э.) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005
7) Беляев Д.Д. Древние майя (III-IХ вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002. С. 130-155.
8) Stuart, David (1996). "Hieroglyphs and History at Copán". 2008.
9) Looper, Matthew G. (2003). Lightning Warrior: Maya Art and Kingship at Quirigua
Продолжение следует!