Свои концерты хвалить и рекламировать как-то странно, но в этом случае мне сложно удержаться. Потому что фактически впервые российским ансамблем будут исполнены 1-2-3голосные кондукты Парижской школы Нотр-Дам (рубежа XII-XIII веков) мужскими голосами, т.е. так как они и были задуманы. Это - удивительная музыка и один из пиков в истории вокальной и ансамблевой музыки. Скорее всего, вы никогда это еще живьем не слышали J
Программа Civitas et Prophetas посвящена Филиппу Канцлеру (ок. 1160-1236), незаконному сыну Парижского архидиакона, поэту, философу, богослову и канцлеру Нотр-Дам (с 1217 года и до смерти).
Талантливый богослов и блестящий поэт, Филипп Канцлер, до сих пор остается в тени своих современников - трубадуров и труверов. Вероятно, виной тому язык его поэзии - латынь или далекая от романтических идеалов должность - Канцлер Нотр-Дам (нечто среднее между министром образования и ректором Парижского университета).
Между тем поэзия Филиппа изящна, виртуозна, учёна и вдохновенна одновременно. И весьма далека от расхожих представлений средневековой поэзии как «простонародной», или несамостоятельной, лишенной оригинальности, несерьезной по отношению к «настоящей» классической поэзии. Мы, несомненно, имеем дело с одним из величайших талантов. Современники высоко ценили произведения Филиппа: до нас дошло около 100 его произведений, сохранившихся во многих рукописях.
Вероятно, как и все поэты того времени, Филипп сочинял музыку к некоторым своим произведениям. Известно, что он также использовал трубадурские и труверские мелодии для своих текстов. Автором музыки к некоторым текстам Филиппа является Перотин Великий (ок. 1200).
Первоначально программу я планировал назвать «Средневековые песни протеста», потому как многие произведения Филиппа связаны с обличением непотизма, воровства, двуличия власть предержащих - церковных и светских. Посмотрите, например, кондукт Deduc Syon
Плачь, Сион, многих слёз обильным потоком,
Ибо сыны твои от отцов (твоих)
Принявшие жезл правления -
Воры они, сброд воровской.
Добрый порядок исказили,
И пастырей власть обратили во зло.
Недуг от главы на всё тело нисходит,
И все члены тогда болезнь терзает:
Охладевает любовь, и в милосердии нет заботы о ближнем.
И видим тогда сирот, притесняемых сильным,
И нет ныне спасающих праведных из рук нечестивых.
Смотри же, Бог отмщенья,
Увиди, Боже всевидящий,
Как церковь стала вертепом разбойников,
Как в храм Соломона вошел
Князь вавилонский, и высокий
Трон себе посредине воздвиг.
Вознеси же меч возмездия,
Воздай за преступление.
Гряди, Судья народов,
И столы опрокинь
Торгующих [в храме].
Но так вышел бы ненастоящий, не полный Филипп Канцлер. Рассуждения о мире и справедливости, о мятеже и крови (кондукт «Aurelianis civitas» - о восстании в Орлеане, давший первую половину названия программы) соседствуют с богословскими рассуждениями, с удивлением чуду Рождества и Воскресения(текст прозулы Viderunt omnes на латыни и в русском переводе можно посмотреть здесь -
http://uir.livejournal.com/35081.html),с размышлениями о смерти и жизни об обетованиях, пророчествах и пророках (prophetas).
Приходите и услышите! J
13 апреля Москва
Английский клуб (Тверская, 21 Здание Музея Современной истории), м. Пушкинская, Тверская,Чеховская
начало - 17.00
Grocheio Ensemble
Программа Civitas et Prophetas. Музыка Филиппа, Канцлера Нотр-Дам (ок.1160-1236)