Теодорих Великий (451-526) - вождь, король, предводитель, или, как теперь говорят у нас в России, когда не хотят обидеть, "глава" германского народа остготов, захвативший в 493 г. Равенну, в то время - столицу Западной Римской империи, а вдобавок Рим и всю Италию. Убив на пиру своего соправителя Одоакра (делившего с ним власть целых 10 дней), Теодорих провозгласил себя королем Западной империи.
При Теодорихе в Италии оставлен был почти нетронутым выработавшийся в Империи бюрократический аппарат, как центральной, так областной администрации. Римляне сохранили свои судебные, финансовые и муниципальные учреждения и поставлены были в положение равноправное с готами, за одним лишь исключением: только последние могли носить оружие и проходить военную службу. Даже более: Теодорих стремился подчинить и готов нормам римского права и устройства. В его королевстве не проводился практиковавшийся в вестготском, бургундском и франкском государствах принцип - множественности, так называемых, «личных прав», то есть подчинения человека закону того народа, к которому он принадлежал по происхождению. «Эдикт», изданный Теодорихом, должен был служить сводом, общим для готов и для римлян. В своей основе он был сокращением римского кодекса Феодосия I, с дополнениями из указов позднейших императоров. Правда, в этот эдикт проникли некоторые варварские обычаи, но и они оказались смягченными влиянием римских юридических понятий. Правда и то, что в управлении Италией возникли некоторые новые должности, например «готских графов», но они должны были лишь служить административными и судебными посредниками в делах и тяжбах между готами и римлянами.
Памятники Рима, куда он совершил в первый раз торжественный въезд в 500 году, приводили его в восторг, и он объявил, что Вечный город всегда должен пользоваться особыми привилегиями. Теодорих много жертвовал на восстановление в Риме памятников древности, улучшил городское управление, относился с почтением к сенату, заботился о развлечении народа пышными играми в Колизее. Столицею своею Теодорих, однако, избрал не Рим, а, по примеру последних императоров, хорошо укрепленную и чуждую воспоминаний о древней свободе - Равенну. Он блестяще украсил её и построил себе роскошный дворец, изображение которого сохранилось на мозаике одной из равеннских церквей, возведённой в его время и уцелевшей до наших дней. В Равенне Теодорих быль окружён пышным двором; столица его сделалась не только центром интенсивной политической работы, но и средоточием главных умственных сил страны.
В 520 г., почувствовав приближение смерти, Теодорих начал строить себе на готском кладбище под Равенной мавзолей из истрского известняка, по примеру некоторых представителей римской знати. Сейчас этот мавзолей - единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.
Мавзолей представляет собой двухярусную конструкцию, увенчанную полукуполом из цельного куска известняка.
С одной стороны к нему ведет приставная лестница.
Поднявшись по ней, посетитель попадает сразу на второй ярус, под крышу, к монолитному куполу.
По данным Википедии , полукупол сделан из 300-тонного камня, однако, учитывая размеры сооружения, представляется, что эту цифру следует уменьшить по меньшей мере раз в 10.
Верхний ярус выполнен в форме десятигранника, переходящего в кольцевую часть на которую опирается купол.
Любопытен украшающий полукупол орнаментальный фриз
А также, имена святых на десяти венчающих купол конструктивных "углах":
Они хорошо заметны, хотя не припомню, чтобы о них упоминали учебники по истории искусства, по которым мы занимались на истфаке МГУ.
Предполагаю, что на вертикальных панелях "углов", обращенных к зрителю, могли располагаться рельефные изображения арианских святых.
Обойдя мавзолей по кругу по балкону верхнего яруса, вы заметите вход с дверью-новоделом в импровизированном римском стиле:
Войдя внутрь, вы попадете в полумрак усыпальницы.
в котором обнаружите саркофаг Теодориха, сделанный из красного (египетского?) порфира.
Лично у меня возникло подозрние, что Теодорих, будучи "главой" разбойничьей бригады, попросту позаимствовал на чьей-нибудь римской вилле порфировую ванну, и решил, что как раз она-то больше всего подойдет для его бренных останков. Судите сами.
Нижний ярус, вероятно, предназначался для захоронения членов семьи короля или являлся капеллой для заупокойных богослужений. Он имеет десять граней, выделенных нишами с полукруглыми арками.
В одной из ниш расположен вход в мавзолей.
Внутреннее помещение нижнего яруса построено в форме креста.
Свет попадает внутрь через шесть небольших окон, расположенных по периметру.
Внутреннее убранство обоих ярусов довольно скромно. Его разнообразят лишь высеченный из камня крест (в верхнем) и каменные ракушки (в нижнем).
С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, изображения арианских святых с панелей купола, вероятно, сбиты, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. С 1996 г. мавзолей Теодориха внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.