Крестовые походы. Взгляд с Востока.

Apr 01, 2011 10:42

Выдержки из книги К.Хилленбранд
Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива
Полностью здесь



СУДЬБА МУСУЛЬМАН ПОД ВЛАСТЬЮ КРЕСТОНОСЦЕВ

Но вообще говоря, мусульмане под властью крестоносцев должны были смириться, хорошо понимая, что подчинение разумнее, чем сопротивление, какой бы душев­ный конфликт ни скрывался за этим. Кажется вероятным, что франкское завоева­ние не принесло большинству мусульманского населения никаких кардинальных перемен. Их судьба оставалась практически неизменной, кто бы ни стал их гос­подином."

Взгляды мусульман на франкское правление

Мнение Ибн Джубайра о Тире крестоносцев относительно благоприятно: «Доро­ги и улицы здесь чище, чем в Акре. Его люди по своим наклонностям менее упрямы в своем неверии, по характеру и привычкам они добрее к чужеземцам-мусульма­нам. Другими словами, манеры их мягче. Их жилища больше размерами и простор­нее. Положение мусульман в этом городе лучше и безопаснее».1

Интересный пример сотрудничества мусульман и франков представляло веде­ние хозяйства в долине ниже крепости Банийас. Согласно Ибн Джубайру, проез­жавшему этот район в 580/1184 г., «обработка земли в этой долине разделена между франками и мусульманами. Существует граница, известная, как "гранита разделе­ния". Они делят урожай поровну, и животные их перемешаны между собой, но между ними не возникает из-за этого никакой несправедливости».2

Как франки обращались с мусульманскими архитектурными памятниками

Несмотря на изначальные зверства франков, их животные качества, осужденные в мусульманских источниках, считавших, что Купол Скалы «осквернен», само зда­ние не было повреждено и надписи не были уничтожены. В ранний период кресто­носной оккупации то же самое повторялось и за пределами Иерусалима. Напри­мер, Зеленая мечеть в Аскалоне стала церковью Св. Девы Марии Зеленой (Sancta Maria Viridis}.1 Как печально сокрушается Ибн Джубайр по поводу Акры: «Мечети превратились в церкви, а минареты - в колокольни».2

И все-таки важно подчеркнуть, что, несмотря на ощущение публичного поруга­ния и унижения ислама, некоторые мусульманские наблюдатели все же смогли отметить, что франки иногда вели себя по отношению к мусульманским религиоз­ным памятникам с похвальной сдержанностью. Так, например, ал-Харави упоминает, что в мечети ал-Акса михраб второго халифа 'Омара франки не тронули. Далее он говорит о надписи на потолке мечети в честь фатимидского халифа аз-Захира, дати­рованной 426/1035 г.: «Вся надпись целиком, как золотой мозаичный лиственный орнамент, так и стихи из Корана и имена халифов над дверями, остались не повреж­денными франками».3 Согласно ал-Харави, франки также не тронули михраб 'Омара в Вифлееме.4

СЛУЧАИ ОБРАЩЕНИЯ В ДРУГУЮ ВЕРУ МУСУЛЬМАН И ФРАНКОВ

Позднее, после битвы при Хиттине, представитель Саладина в Дамаске убил там тамплиеров и госпитальеров, но «только тех из них, кто после предложения перейти в ислам отказался стать мусульманином». 'Имад ад-дин комментирует это: «Лишь несколько человек искренне обратились в ислам и были тверды в этой вере” 5
Previous post Next post
Up