Предлагаю вниманию членов сообщества главу из нашей "Великой книги сакральных знаний", посвященную системе германских тайных трибуналов. Нечто вроде эссе на тему о сакральности суда и закона.
Заседание суда фемы
Во все времена наказание преступников было делом сакральным и божественным. Первый дошедший до нас свод законов, кодекс Хаммурапи, посвящен богам.
Древних греков за преступления перед моралью и обществом карала крылатая богиня Немезида, которая преследовала провинившегося, пока он не был наказан. Любая власть начиналась с суда, поскольку именно он был основой порядка в обществе. А поскольку общество и государство мыслилось как отражение небесного мироустройства на земле, то и суд и законы были освящены божественной сакральной силой.
У древних германцев правосудие находилось в ведении бога Тора, в котором слились черты Зевса и Ареса. Первоначально Тор почитался как верховный бог-громовержец, и даже когда гораздо позднее он был вытеснен с почетного места главы древнегерманского пантеона Одином, за ним сохранились функции, связанные с военным правовым обычаем. С именем Тора напрямую связан тинг - народное собрание древних германцев. Принимать участие в работе тинга имели право все свободные взрослые мужчины племени, а затем обрасти и страны. Это собрание являлось высшим законодательным органом и судом одновременно, также на нем избирались вожди и короли. Руководили работой тинга верховные жрецы данной местности.
Тинг собирались по четвергам. В германской традиции этот день недели (Dienstag) посвящен богу Тору. Спустя столетия уже в Средние века именно в этот день недели собирались тайные трибуналы - суды фемы, которые продолжили традиции сакрального судопроизводства.
Традиция подобных судов уходит своими корнями в тайные мужские союзы. Читатель уже знает, что в Африке такие союзы управляют огромными регионами, верша суд и расправу над местными жителями. Классическим примером подобного объединения, который принял на себя функции тайного трибунала является союз поро в Сьерра-Леоне и Либерии. Этот союз объединяет представителей пяти главных племен регионов, в каждом из которых имеется подобное объединение, также называемое поро. Членами его могут быть только мужчины-воины в возрасте от 30 до 50 лет. Чтобы стать членом союза, нужно пройти через сложный ритуал инициации и принести клятву свято хранить тайну. Поро имеет три степени посвящение. Первую высшую степень составляют вожди племени и самые смелые и отважные воины. Во вторую входят жрецы, а в третью - рядовые члены. Союз имеет сложную систему тайных знаков и примет, по которым члены могут опознать друг друга в толпе непосвященных.
Большой совет поро обычно собирается в сухой сезон, которые захватывает временной отрезок между октябрем и маем. Собрания проходят по ночам под большим деревом, одиноко стоящим в саване. Здесь тайный союз вершит суд по самым сложным делам, например, конфликты между знатными и богатыми семьями. Менее тяжелые случаи поро разбирает на уровне племени. К признанному виновным преступнику отправляется член союза, который со словами «Поро посылает тебе смерть» убивает его там, где обнаружит. Если же приговоренный пытается сбежать, то долгом каждого члена поро найти и покарать его. Поскольку поро насчитывает около десяти тысяч человек, избежать кары нет никакой возможности.
Сходные обычаи существовали и у древних германцев, которые имели так называемый тайный свободный суд, называемый так потому, что в нем могли заседать только свободные полноправные члены общины. В средние века в Вестфалии он превратился в тайные трибуналы, известные как суды фемы. Традиционно слово «фем» переводят как «кара» или «наказание». Однако некоторые исследователи считают, что это - производное от древесного («баум») суда, связанного с лесным правом и древнегерманского культа дикой охоты, который также имел свой тайный союз.
В древней Европе сакральное лесное право регулировало вопросы пользования священными рощами и лесами, где было запрещено охотиться и рубить деревья. Действовало оно в немецких, а затем и в британских землях. У германцев охота считалась сакральным занятием, и охотиться в священном лесе мог только высший посвященный и члены тайного союза. Они соотносили себя с дикой охотой - воинства мертвых героев и валькирий, которые во главе с Одином проносились по небу. Интересно, что позднее главой дикой охоты стали считать Карла Великого, который официально ввел суды фемы в саксонских землях. Лесное право достигло своего расцвета уже в Англии, где оно было введено после англо-саксонского завоевания. Сам лес и его животный мир находились под особой защитой короля. Здесь были категорически запрещены охота, а также рубка леса или кустарников. Только для крестьян, проживавших на территории священных королевских лесов, было сделано небольшое послабление. После уплаты налога, они могли пасти свой скот в лесах на протяжении всего года, кроме периода отёла оленей ( две недели до и после летнего солнцестояния), собирать валежник для отопления и ремонта своих жилищ. Однако было запрещено огораживать участки для пастбищ или возводить строения в пределах границ леса, расчищать лес для пахоты и просто рубить деревья или кустарники. Крестьянину было запрещено заходить в лес с луком или любым другим оружием, а у его собаки должны были быть вырваны когти на передних лапах, чтобы она не могла преследовать добычу. Закон гласил: «Леса - это священные заповедники королей и источник их высочайшего наслаждения, они приезжают в леса охотиться, оставив на время свои заботы и набираясь свежих сил. Леса являются естественным отдохновением от двора, и здесь король может вдохнуть глоток чистой свободы. Поэтому проступки против леса подлежат наказанию по воле короля».
Косвенным подтверждением связи тайных трибуналов фемы с лесным правом служит то, что первоначально заседания суда проводились под дубом, грушей, в тени боярышника или во фруктовом саду. Кроме того, на этом же дереве и вешали приговоренного к смерти. Читатель уже знает, что у древних германцев повешение практиковалась как форма человеческих жертвоприношений, а кельты приносили в жертву богам исключительно преступников. Аналогичный обычай бытовал и у древних балтов.
В конце VIII в. император франков Карл Великий вел тяжелые войны с саксами. Он стремился покорить населенные ими северо-немецкие земли и обратить эти племена в христианство. В 772 г. по его приказу у города Эресберга в Вестфалии был срублен Ирминсуль - священный дуб саксов, посвященный богу Ирмину и символизировавший мировое древо Иггдрасиль, после чего началось крещение саксонских племен. Именно под этим деревом собирался тинг саксов. Одновременно повелитель франков издал капитулярий, который официально вводил в Вестфалии тайные трибуналы фемы. Судить они должны были в соответствии с утвержденной императором Саксонской правдой - сборником традиционного племенного права. Правда, некоторые ученые считают, что приписывание Карлу Великому введение судом фемы - лишь дань традиции, а на самом деле они возникли значительно позднее. Действительно, первое письменное свидетельство о существовании суда фемы относиться к 1267 г., большинство же дошедших до нас документов, связанных с работой тайных трибуналом датируется XIV -XVI вв. Тем не менее, совершенно очевидно, что подобные суды существовали и намного раньше.
Великий Гете в трагедии «Гец фон Берлихинген» оставил нам романтическое описание заседания тайного трибунала фемы. В самом начале старейшина обращается к судьям: «Судьи тайного судилища, вы клялись на мече и петле жить непорочно, судить откровенно, карать сокровенно подобно Богу! Если чисты ваши сердца и руки ваши, возденьте длани, возгласите злодеям: «Горе! Горе!»». В другом месте драмы один из героев жалуется: «Когда чернь прослышала, что я юрист, то чуть камнями меня не побила. А все оттого, что в суде шоффенов, уважаемом повсеместно, судейские места заняты исключительно людьми, не знакомыми с римским правом. Считается достаточным точное знание внутреннего и внешнего положения города, приобретенное путем опыта и долгой жизни. Вот горожан и крестьян и судят на основании старых обычаем да немногих статутов». Кроме того, суды фемы вдохновили Вальтера Скотта на роман «Анна фон Гейерштейн», посвященный средневековым швейцарским немецкоговорящим кантонам. Однако классики, описывая тайный трибунал, немного сгустили краски, желая добавить в произведение драматизма. На самом деле все выглядело несколько иначе.
Суды фемы в своей классической форме действовали только в Вестфалии, древней земле саксов. Император передал секретным трибуналам право карать смертью и миловать, что они и делали, выступая от его имени. Интересно, что в других областях Священной Римской империи это право было передано местным герцогам и крупным феодалам. Именно поэтому Вестфалию еще называли Красной или кровавой землей, поскольку это право императора называлось бан крови. Суды фемы подчинялись напрямую императору и находились в ведении архиепископа Кельна.
Существуя параллельно с обычными открытыми судами, тайные трибуналы занимались исключительно уголовными делами, не касаясь гражданского производства. Они брали к рассмотрению только тяжкие преступления против жизни и имущества жителей Вестфалии. Кроме того, трибуналам фемы были неподсудны евреи, священники, женщины, дети и язычники.
Членом тайного трибунала, т.е. шоффеном, мог стать любой свободный немец, рожденный в Вестфалии, которые ранее не был под судом, имел имущество и не состоял в других тайных обществах. Для того, чтобы войти в состав суда, необходимо было получить рекомендации минимум двух его членов. Поскольку членство в трибунале хранилось в глубокой тайне, шоффены сами подбирали кандидатуры, и мало кто отваживался отказаться от подобного предложения.
После предварительной беседы кандидат переходит в разряд профана и начинал готовиться к ритуалу инициации. В назначенный день он являлся на собрание шоффенов. Члены трибунала устраивали допрос кандидата, выявляя его деловые и личные качества. Если новичок успешно проходил это испытание, но становился на колени, клал руку на меч и приносил следующую клятву: «Я клянусь Святым Причастием, Господом Богом и Святым Евангелием, что я буду хранить тайны святой фемы от своей жены и своих чад, от отца и матери, от сестры и брата, от огня и ветра, от всего, на что падает солнечный свет и проливается небесная влага, от всего между небом и землей, а особенно от людей, которые знаю закон. Клянусь представить перед лицом суда, в котором я заседаю, все, что относиться к тайной юрисдикции императора, узнаю я это сам лично, или от проверенных людей, будь оно достойно наказания либо недостаточно наказано обычным судом, и не буду молчать ни за золото, ни за серебро, ни за драгоценные каменья, ни из-за страха, ни по любви».
После это члены трибунала посвящали нового шоффена в тайны суда. Ему сообщали систему секретных знаков, символов и тайный алфавит суда фемы, который напоминал магический алфавит, используемый чернокнижниками. Большинство этим символов затем было перенято масонами. Там, чтобы опознать друг друга, члены судов клали на обеденном столе рядом с тарелкой нож острием к себе. Кроме того, они носил при себе предметы с нанесенными на них буквами SSGG (аббревиатура мистической формулы «Камень, Веревка, Трава, Зелень»), которые также помогали опознать друг друга.
Подобная система тайных знаков и символов была необходима, поскольку члены разных трибуналом не знали друг друга, в то же время им часто приходилось действовать сообща. Суды фемы были могущественной структурой, которая находила ужас на князей и крупных феодалов, которые жили в постоянном стране, что их министры или придворные входят в круг посвященных и непременно сообщат суду о творящейся несправедливости. Считается, что в Вестфалии численность шоффенов доходила до 100 тысяч. Шоффены делились на два класса. Новоиспеченные члены суда именовались знающими или посвященными, а более опытные - рыцарями. Возглавлял суд фрайграф - верховный судья, которые пожизненно избирался шоффенами.
Чтобы решение суда было действительным, необходимо было присутствие минимум семи шоффенов, но не редки были заседания, на которые собиралось до сотни человек.
Заседания судов проводили рано утром, сразу после рассвета. Как уже было сказано, в более ранние времени члены трибунала собирались под деревьями, но затем чаще стали использовать подвалы домов. Однако в Дортмунде суд фемы проводился прямо на рыночной площади.
Фрайграф садился во главе стола, на котором лежали меч, веревка и камень. Обвиняемый должен был сам прийти на суд и выступить в свою защиту. Однако, если он был застигнул на месте преступления, это являлось достаточным доказательством вины. Если обвиняемый не являлся на суд, приговор ему выносился заочно. После этого члены трибунала пускались в погоню за виновным, чтобы настигнуть его и покарать. Настигнутого преступника вешали на ближайшем дереве в назидание остальным, а все его имущество переходило в казну императора. Чем тяжелее была вина казненного, тем выше висело его бренное тело. Не менее страшное наказание ждало и члена суда, который разгласил бы тайну фемы. Он также объявлялся вне закона, и его ждала неминуемая смерть.
Аналог вестфальских тайных трибуналов существовал в Тироле, где его называли судом посвященных. Многие исследователи проводят прямые параллели между судами фемы, итальянской мафией и тайными союзами итальянских карбонариев. Несомненно, что они оказали огромное влияние на масонов, заимствовавших многие элементы атрибутики и структуры, а также католической инквизиции. Уже в ХХ в. в Веймарской Германии тайные праворадикальные группировки, занимавшиеся политическим террором, имитировали суды фемы, вынося смертные приговоры своим противникам.