В уставе братства Августина наткнулся на следующий отрывок:
Телу также нельзя отказывать в омовении, если требует того болезнь. В случае оной следует безропотно совершить омовение согласно предписаниям врачебной науки, а если кто не захочет, пусть подчинится приказу начальствующего и совершит то, что необходимо для исцеления. Если же захочет чего-
(
Read more... )
Несколько штрихов, характеризующих историческую правду:
1. В Средние Века в Европе произошло "вымирание" общественных бань, обеспечивавших в римскую эпоху доступность мытья для большинства городского населения. Они сохранились в очагах непрерывной исторической памяти (Кёльн, Бонн и некот.др.города Центр.Европы, некоторые города Тосканы и т.п.) и курортных местах с термальными водами (Бат, многочисленные Бадены Центр.Европы). Этот процесс обусловлен двумя факторами: (а) стало дорого греть воду ввиду дефицита органическго топлива (б) моральные ограничения на наготу, присущих христианству. Значимость второго из этих факторов постигается в сравнении с исламским миром, где обществ.бани были распространены повсеместно.
В результате мытье, как явление повседневной жизни, стало ПРИВАТНЫМ. В монастырях же, где согласно уставам, приватность отсутствовала, а аскетические элементы образа жизни акцентировались, мытье допускалось/разрешалось/рекомендовалось исходя из представлений о целесообразности, которые с течением времени менялись. Так что цитируемые Вами тексты следует понимать лишь так, что "мыться можно, когда это нужно".
2) В христианских странах с более суровым климатом (Скандинавия, Русь) мытье, став приватным, все же сохраняло широкое распространение (без бани не было почти ни одного городского или сельского обывательского двора), а в отдельных православных монастырях приобрело "вторичный коллективный характер" (в монастырских банях, которые были "банями общего пользования", мылись не совместно, а "в очередь"). Вспомните, кстати, осуждение нравов опричников, мывшихся вместе, "что не заведено".
3) В XVII-XVIII вв. сложились различия в "городском" и "поместном" образе жизни аристократии. В городе, при дворе и т.п. следовало ВЫГЛЯДЕТЬ сообразно требованиям общества (сложные прически, косметику и т.п. было трудно поддерживать в порядке при регулярном мытье). Это засвидетельствовано в многочисленных текстах того времени, мы хорошо знаем особое мнение на этот счет, например, Габриэли д'Эстре или м-м де Помпадур.
В поместье же регулярной светской жизни не было, зато были довольно "грязные" развлечения, напр.охота. Так что "в деревне, в глуши" мылись довольно регулярно.
Учтите также, что образ жизни аристократии считался образцовым и воспроизводился другими слоями общества.
4) При этом городские низы, лишенные общественных бань, не обладали и жилищными условиями для систематического мытья. Так что к концу XVIII в. люди в городах были очень грязными, а сами города - вонючими :-)
5) Гигиенические требования, постепенно формировавшиеся как мера по предотвращению эпидемий, уже с XVII в. начали вводиться в войсках, но всеобщее распространение получили - постепенно - лишь в XIX в.
Reply
Reply
Leave a comment