2-4 июня Universalia in Re - в Москве

May 26, 2006 23:08

2-4 июня 2006 года в Москве состоятся концерты ансамбля средневековой музыки “Universalia in Re” c программой "Танцы монахов. Латиноязычные рондели и кондукты XIII-XIV веков"

2 июня, пятница - Палаты Высоко-Петровского монастыря. Государственный литературный музей, ул. Петровка, 28. Начало концерта - 18.30
3 июня, суббота - Московская государственная консерватория (Рахманиновский зал), ул. Б. Никитская, 11. Концерт в честь проф. М. А. Сапонова. Начало концерта - 19.00
4 июня, воскресенье - Старый английский двор, ул. Варварка 4а. Начало концерта - 16.00

На этих концертах ансамбль выступит в составе
Юлия Рябчикова - голос, тамбурин, бендир, даф, дойра,
Данил Рябчиков - мавританская гитара
Мария Голубева - виела
Екатерина Бонфельд - средневековые флейты, корнамуз, голос


Tempus flendi et tempus ridendi
tempus plangendi et tempus saltandi
Время плакать и время смеяться,
Время сетовать и время плясать
Екклесиаст 3:4

Традиция церковных танцев (авторами многих из которых являлись монахи) восходит к библейскому царю Давиду, плясавшему перед скинией и обещавшему «пред Господом играть и плясать». В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца этот оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет - манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой , музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо - парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.

С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам - многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя.

Инструментальным обрамлением ронделям и кондуктам послужат дукции и эстампи.

По словам Иоанна де Грокейо «повторяющиеся акценты и движения играющего <дукцию музыканта> побуждают душу человека к изящным движениям, к тому искусству, которое зовется танцем».

Эстампи же «своей сложностью заставляет душу исполнителя и душу слушателя сосредоточиться, а также часто отвлекает души богатых от дурных мыслей».

Вера в способность музыки излечивать нравы объединяла большинство музыкальных теоретиков Средневековья. Иоанн Котон (XI-XII вв) писал, что «музыкальное пение … ласкает слух, поднимает дух, воодушевляет воинов …, призывает назад пошатнувшихся в вере и отчаявшихся, дает силу путникам, обезоруживает злодеев, смягчает людей разгневанных, дает радость в печали и заботах, прекращает раздоры, полагает конец суетным помыслам, усмиряет гнев безумцев».

Иоанн Мурис (1290-1351) считал, что «музыка имеет отношение к медицине, ею чудесным образом болезни излечиваются, в особенности порожденные меланхолией и печалью; музыка не дает впасть в уныние; музыка ободряет путешественников… Музыка успокаивает гнев, радует печальных, разгоняет разные мысли и от них освобождает».

Ансамбль средневековой музыки Universalia in Re основан в 2001 г. с целью возрождения средневекового отношения к музыке как ко внутреннему переживанию, способному изменить человека, «исцелить его нравы». Такая цель предопределила как необычный инструментарий ансамбля, так и его репертуар (преимущественно западноверопейская музыка XIII-XIV вв.). Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших следы ушедшей от нас особой менестрельской культуры, ансамбль в поиске интерпретаций уделяет большое внимание живой устной профессиональной музыкальной традиции - центральноазиатской и ближневосточной.

Участники ансамбля стажировались на мастер-классах ведущих исполнителей средневековой музыки. Ансамбль выступал в Нижнем Новгороде, Москве, Львове, Ульяновске, Чебоксарах и др. и принимал участие в международных фестивалях старинной музыки во Львове (Украина, 2002) ,Тарту (Эстония, 2003) и Нижнем Новгороде (Фестиваль музыки Гильома де Машо, 2004, VIII фестиваль Earlymusic, 2005)

*цитаты даны в переводе М. Иванова-Борецкого

advertising, music, local

Previous post Next post
Up