Спасо-Андроников монастырь всегда был центром духовного единения, символом возрождения Руси. Он первым встретил Дмитрия Донского, который с победой возвратился в Москву с поля Куликова. Рядом с монастырём на берегах Яузы закипела жизнь, возникли новые поселения, слободы. В этих краях любил бывать Иоанн Грозный. Он не только охотился в лесах Заяузья, но и повелел строить дорогу на Владимир с проезжими станциями, которые называли ямами. Так появилось слово ямщик, а дорогу в народе прозвали Владимиркой (теперь это шоссе Энтузиастов).
С монастырём Нерукотворного Образа Спаса на Яузе связаны последние годы жизни Андрея Рублёва. По преданию он там похоронен в 1428 г. Святой Преподобный иконописец Андрей Рублёв был приверженцем исихазма, религиозно-мистического учения о внутренней связи с Богом. Молчание иконописца оборачивалось новыми творениями. И сегодня он беседует с нами на языке красок. Обратная перспектива древнерусских икон - отражение расширяющейся Вселенной.
На берегу Яузы остались фрагменты фресок Андрея Рублёва на стенах белокаменного Спасского собора. Это самое древнее сохранившееся здание Москвы.
Андрониковский монастырь. Художник - Ольга Рудина. Масляная пастель, 2002 г.
Древнейшими находками на территории Спасо-Андроникова монастыря являются каменный топор и кремневый наконечник копья. Эти предметы датируются эпохой бронзы (начало 4 - начало 1 тыс. до н. э.). В непосредственной близости от монастыря обнаружены следы селища (городища?), относящегося к железному веку (1 тыс. до н. э.-VII в. н. э.). Этими находками исчерпываются свидетельства о наиболее раннем периоде истории.
C Владимирской дорогой связано селище XI-XIII вв., расположенное к востоку от Спасо-Андроникова монастыря, а со второй половины XIV в. - возникновение и деятельность самого монастыря. Спасо-Андроников монастырь, основанный св. митрополитом Алексием около 1357 г., достаточно хорошо исследован археологами. В первую очередь изучали Спасский собор, датированный в пределах 1360-1420 гг. Реставрационные и археологические работы в соборе производились в 1950-х-60-х гг. Археологические исследования были возобновлены в 1989 г., затем продолжались при наблюдениях за строительством в 1992-1993 гг.
В ходе исследований был изучен древнейший некрополь монастыря, наиболее ранние захоронения которого датируются по крайней мере XV в. Одно из таких захоронений, предположительно рубежа XIV-XV вв., - погребение инока с кожаным плетеным крестом, причем в затылочной части черепа имелся характерный пролом, вероятно, от копья. Во время раскопок 1993 г. в дубовой колоде была обнаружена нижняя часть мощей преподобных Андроника и Саввы и кожаный пояс с железной пряжкой. Мощи отличались поразительной сохранностью по сравнению с истлевшими костяками синхронных слоев. Отсутствие верхней части мощей было несомненно связано с перестройками Спасского собора в первой четверти XV в.
По-видимому, в Спасском соборе или рядом с ним располагалось и захоронение преподобного Андрея Рублева. Текст эпитафии на позднейшей надгробной (памятной) доске, изготовленной в XVI в., был впервые исследован П. Д. Барановским, скопировавшим впоследствии и текст надписи надгробия знаменитого иконописца, вскоре утраченного.
Археологически исследовался и поздний некрополь монастыря. В октябре 1954 г. во время строительных работ в алтарной части церкви Знамения, в нижнем ярусе монастырской трапезной были обнаружены захоронения начала XVIII в., разрушенные и заваленные строительным мусором, - видимо, остатки усыпальницы бояр Лопухиных. При работах 1989 г. было обнаружено захоронение епископа устюжского Пахомия, погребенного в 1789 г.
Опубликовано:
Лефортово. М., Интербук-бизнес, 1999. 160 с. Издание подготовлено авторским и творческим коллективом: И.И. Гольдин (руководитель), Броновицкая Н.Н., Громченко Ю.В., Добромыслов А.И., Домшлак М.И., Еремин Г.В., Ефимов М.Б., Куманев Г.А., Липатов П.Б., Машков И.Г., Миклашевская Е.П., Насимович Ю.А., Рыженков М.Р., Суздалев В.Е., Толкаченко А.А., Цепляева М.С., Чумаков А.Н., Шипов П.П., Шокарев С.Ю.
Лефортово / Автор текста Н. Сидорина; Фото ил. И. Золотинский, Л. Сидорина. М.: ООО «Центральный издательский дом», 2012. 144 с.: ил.
Также на сайте управы© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012