«Она очень влиятельная женщина, все ей в ножки буквально кланяются»
Фотография: conflictdynamics.org
С конфликтами на работе сталкиваются почти все.
Но далеко не все знают, как правильно вести себя в таких ситуациях, что делать и чего не делать ни в коем случае.
Предлагаем вашему вниманию четыре невыдуманные истории с комментариями эксперта.
«Ждут, что я сдамся»
Олег уже четыре месяца работает на новом месте в должности руководителя отдела крупной аптечной сети. Офис недалеко от дома, высокая зарплата, соцпакет - казалось бы, отличные условия, но вот только взаимоотношения с новыми коллегами с самого начала у него почему-то не заладились. В ответ на дружелюбные приветствия он получает хмурые взгляды, многие его поручения просто не выполняются. Олег не хотел начинать со скандалов и увольнений и поначалу думал, что это эффект «притирки» и спустя месяц все встанет на свои места. Но прошло уже три месяца, а обстановка не изменилась в лучшую сторону, а наоборот стала еще более напряженной. «Это далеко не первая моя работа и такого раньше никогда не было. Всегда мог найти общий язык со всеми. А тут - здороваются сквозь зубы, постоянно делают язвительные замечания по поводу и без повода, буквально брезгливо отодвигают свои вещи от моих. Хотя я не урод, не хожу на работу в грязной одежде», - сокрушается Олег.
Один из коллег проявил мужскую солидарность и рассказал Олегу об истинных причинах подобного антагонизма со стороны трудового коллектива. Оказалось, что атмосфера неприятия была создана искусственно и действия коллег имели одну единственную цель - выдавить Олега из коллектива и сделать так, чтобы он сам добровольно покинул свой пост. Как объяснил доброжелатель, на место Олега метил сын главного бухгалтера. «Она очень влиятельная женщина, все ей в ножки буквально кланяются, вот и начали против меня всеобщую акцию протеста по ее просьбе. Ждут, что я сдамся. И я, честно говоря, уже устал и готов к отступлению, но, с другой стороны, обидно, что победа будет на их стороне», - говорит Олег.
Комментирует карьерный консультант, управляющий партнер компании Job Search Coach Мария Самиуллина:
Главная ошибка Олега (и ее совершает почти каждый второй соискатель) заключается в том, что он не потрудился узнать предысторию вакансии до того, как принял предложение о работе. На этапе собеседования с работодателем всегда необходимо постараться выяснить несколько ключевых моментов. Первое - причины появления вакансии. Что стало с предыдущим обладателем позиции: если он ушел сам или его уволили, то по какой причине; если его повысили, то неплохо было бы узнать, как долго он проработал в компании. Таким образом можно понять, что примерно может ожидать и вас в этой компании.
Второе, о чем обязательно нужно навести справки, - происходил ли внутренний поиск кандидатов в компании (т.е. были ли желающие занять это место среди ваших будущих подчиненных или среди служащих других отделов). Более того, следует уточнить, почему и в каком виде им отказали. Это важно, чтобы быть готовым к подобному саботажу с их стороны. Очень часто мотивация для неприятия звучит как «сам не попал на эту позицию и ему не дам».
Также следует уточнить то, как долго они искали человека на эту позицию, и если долго, то почему. Возможно, вы получите ответ «не было на рынке подходящих людей». Такой ответ может означать завышенные ожидания работодателя и слишком большие надежды на вас (а слишком большие ожидания могут быстро перерасти в разочарование, когда быстрый результат невозможен). Еще один вариант: люди получали предложение и сами отказывались (в свою очередь, это может означать, что они находили компрометирующую информацию о работе в компании и не хотели брать на себя риск).
Теперь Олегу стоит попробовать получить разрешение на «чистку рядов» у генерального директора и грамотно и обстоятельно аргументировать свою просьбу. Необходимо также заручиться поддержкой отдела персонала, которые начнут подыскивать замену «саботажникам», чтобы участки работы не оголились. Если «нити влияния» главного бухгалтера «опутали» всю систему и сражаться нет смысла, то стоит начать подыскивать новое место. Олег уже работает больше 3-х месяцев, то есть он прошел испытательный срок и его увольнение не подпадает под категорию «уволили как непрошедшего». Идеально, если он дотянет до 1 года. Так рынку будет проще объяснить свой уход. «Прыгунов» на рынке не любят. Не нужно будет оправдываться, почему он бежит через 4 месяца. Главный нюанс в данной ситуации - не увольняться «в никуда», ведь тогда будущие потенциальные работодатели смогут открыто звонить на уже прежнее место работы за рекомендациями и там Олега порекомендуют не с самой хорошей стороны.
«Ее манера разряжаться напоминает бабий крик на базаре»
В обязанности Миланы входит поддержание рабочей атмосферы и предотвращение конфликтов в интересах общего дела. По ее словам, за восемь лет работы в одной крупной компании ей всегда удавалось сохранить атмосферу доброго тона, чтобы все чувствовали себя на работе как дома. Но одна из сотрудниц оказалась для Миланы слишком сложным случаем. «Женщина очень активна и успешна на своей рабочей позиции, но ее манера разряжаться напоминает бабий крик на базаре. Конечно, я разговаривала с ней, объясняла, что так нельзя, настоятельно просила, но все тщетно», - говорит Милана. На все замечания по поводу своего «неформатного» поведения крикливая женщина выдвигала железный аргумент: «Я не кричу, у меня голос такой!». Атмосфера в коллективе тем временем накаляется все больше: Милана видела, как разговоры сотрудников наполнялись сарказмом и осуждением по отношению к голосистой, невоспитанной, но трудолюбивой женщине. Похоже, в настоящее время ситуация в коллективе зашла в тупик.
Комментирует Мария Самиуллина:
На самом деле любой «крикун», приходящий в коллектив, сперва присматривается к окружающей обстановке и первые дни ведет себя тихо. Если он почувствует и поймет, что можно устраивать «базар», то немедленно реализует свое привычное поведение. В данном случае виновата не Милана, а руководитель отдела. Ему надо было сразу и немедленно пресекать попытки такого сотрудника вести себя неадекватно. Теперь, когда женщина уже дала волю своим эмоциям, ее будет трудно «обуздать». Милане нужно сообщить о критической ситуации руководству. Если в компании так заботятся об эмоциональном климате, ее доклад не останется без внимания. Нужно лишь заранее собрать все аргументы, которые смогут убедить руководство в том, что Милана сделала все, что смогла и даже больше.
В данном случае «железным аргументом» со стороны компании будет «Незаменимых людей нет». Если обстановка становится все хуже и хуже, а сотрудник не внемлет замечаниям, надо подыскивать ему замену и расставаться, причем быстро. Как это делается - знает любой профессиональный менеджер по персоналу. Коллектив в результате только вздохнет с облегчением. Внутренняя культура в компании и сложившийся менталитет - это основа спокойной и эффективной работы.
«Она меня еще и записывала»
В эту компанию Сергея переманивали на протяжении пяти месяцев, предлагая все большую и большую зарплату. Еще во время первого собеседования его смутило одно существенное обстоятельство. Будущий руководитель выложил перед ним все карты на стол: «Сейчас эту позицию занимает муж нашей ключевой сотрудницы, но его преклонный возраст и постоянное плохое самочувствие не самые хорошие факторы для полноценной работы. Мы его переведем на удаленный режим работы и оставим на номинальной зарплате, чтобы не расстраивать жену, а на вас ляжет основная нагрузка». Погнавшись за приличной зарплатой и заручившись поддержкой руководителя, Сергей в итоге согласился.
В свой первый рабочий день он обнаружил, что будет сидеть с супругой своего предшественника в одной комнате. Она вела себя довольно приветливо, и через пару недель Сергей расслабился, но теперь понимает, что нужно было все время быть начеку. Как показали дальнейшие события, она просто усыпила бдительность, чтобы было проще с ним разделаться. Спустя два месяца его вызвал руководитель и выложил на стол письма-кляузы. «Ушел с работы на пятнадцать минут раньше», «высказывался плохо о руководителе», «проявил некомпетентность». В кляузе с пометкой «нагрубил заказчику» наткнулся на фразу «есть диктофонная запись». «Значит она меня еще и записывала», - подумал он. Компромата набралось на увесистый том.
Ситуация складывалась как в хорошей шахматной партии. Сергей мог поклясться, что начальник понимает, в чем истинная причина конфликта, но начальник понимал и то, что если он оставит Сергея, то потеряет опытную сотрудницу, от работы и личных связей которой зависело благополучие компании, и поэтому он делал вид, что верит всем этим кляузам. В итоге начальник попросил написать заявление по собственному желанию. Сергей в растерянности.
Комментирует Мария Самиуллина:
Сергей знал, на что шел, и изначально соглашаться на подобное предложение было весьма рискованно. Правильное поведение только одно: не соглашаться на такие предложения, сколь бы привлекательными не казались условия работы. В данной ситуации есть несколько подводных камней. Предыдущий сотрудник не уволился, и значит может вмешиваться в процесс работы, поскольку наверняка сохранил влияние за счет хороших (иначе бы его не оставили на номинальной зарплате) отношений. К тому же, жена предшественника - это мина замедленного действия. «Кровная месть» практически неизбежна, а у Сергея в первое время было недостаточно влияния на начальника, чтобы нивелировать негатив. Кстати, простой вопрос «А за что отвечает в компании жена моего предшественника?» перед тем, как принять подобное предложение, способен сразу расставить все точки над i, если вы получите ответ «за взаимоотношения с ключевыми клиентами»… Кто в результате будет разменной монетой в случае конфликта - догадаться нетрудно.
Теперь нужно действовать по ситуации. Если запись в трудовой книжке не сделана, можно уйти сразу. Если документы оформлены, а испытательный срок еще не окончен, то делать нечего: надо уходить, пока они не уволили вас сами, как «не прошедшего испытательный срок». Объяснять свое короткое пребывание на следующем собеседовании стоит честно. Можно, конечно, попробовать побить доносчицу ее же оружием, спровоцировав на выяснение отношений, записав разговор и предоставив его начальнику. Но в этом случае его ждет малоувлекательная прослушка записей с обеих сторон, которая все равно ни к чему не приведет. Разве что вы испытаете моральное удовлетворение, когда предоставите начальнику доказательства непорядочности его ключевой сотрудницы. Если испытательный срок уже пройден, то уволить вас будет не просто, но возможно. В данном случае нужно попробовать «поторговаться» с начальником - «Готов уйти без скандалов и взаимных упреков, как только подыщу новое место». Можно попробовать вернуться на старую работу, где вас знают с хорошей стороны и поймут.
«Не ожидал такой подлости»
Евгений Петрович никак не ожидал такой подлости от того, кому он доверял как самому себе. В свое время он выбрал своего заместителя Кирилла среди нескольких других претендентов, потому что тот производит впечатление абсолютно честного, неиспорченного, целеустремленного молодого человека. «Он делал работу лучше, старательнее и быстрее, чем другие, взваливал на себя абсолютно все, приходил в офис самым первым и уходил самым последним», - вспоминает Евгений Петрович. Благодаря своим стараниям Кирилл из рядового сотрудника превратился в заместителя руководителя департамента в огромной преуспевающей компании. Последующие два года Евгений Петрович не мог нарадоваться: на Кирилла можно было положиться как на самого себя.
Именно поэтому новость о том, что его заместитель предпринимает попытки «спихнуть» его с кресла руководителя, прозвучала как гром среди ясного неба. Видимо, Кирилл был не в курсе, что в руководстве компании у Евгения Петровича были самые крепкие дружеские, еще институтские, связи. Как выяснилось, пока Евгений Петрович был в отпуске, Кирилл пришел к вышестоящему начальству в головной офис и заявил, что Евгений Петрович не справляется со своими руководящими обязанностями, что сам он делает почти всю работу и что готов в официальном статусе руководителя департамента получать зарплату чуть ли не в два раза меньше и при этом работать гораздо плодотворнее. В подтверждение своих слов Кирилл представил новый бизнес-план развития департамента, который на самом деле они с начальником не раз вместе обсуждали. Евгений Петрович не знает, как ему вести себя в данной ситуации, но склоняется к тому, что нужно уволить Кирилла со скандалом.
Комментирует Мария Самиуллина:
В такой ситуации может оказаться любой руководитель, попавший под обаяние своего ближайшего подчиненного. Все мы живые люди и поэтому не удивительно, что зачастую при выборе заместителя очень большую роль наряду с профессиональными качествами играют личные симпатии (или антипатии в противном случае). «Никому не доверяй. Даже себе» - с этим рецептом не поспоришь, особенно когда речь идет о высоких ставках, хотя в данном случае Евгений Петрович был «подстрахован» наличием крепких дружеских связей в «верхах» и, как показала практика, они его не подвели. А вот Кирилл оказался весьма недальновидным, раз он не удосужился навести справки о реальном положении и сильных сторонах своего руководителя, прежде чем идти на подобный радикальный шаг. В таком случае, как правило, ты - либо пан, либо - пропал.
После того, как заместитель предал и обманул своего руководителя, решение должно быть однозначным - расставаться. Доверительных отношений уже никогда не будет. К тому же, нет гарантии, что, стремясь любыми путями к карьерному росту, Кирилл рано или поздно не «сольет» важную информацию конкурентам в обмен на высокую должность и зарплату. Скандала можно и не устраивать и даже заплатить Кириллу выходное пособие, уволив его по соглашению сторон, ведь формально он не сделал ничего, что «пошатнуло» бизнес. Его увольнение будет хорошим уроком остальным «карьеристам». А Евгений Петрович, обжегшись, будет в дальнейшем держать руку на пульсе. Такие трудоголики, как Кирилл, приносят несомненную пользу компании. Главное - вовремя их остановить.
Источник
http://www.gazeta.ru