По итогам января - апреля бюджет РФ был исполнен с дефицитом до 3,424 трлн рублей, увеличившись в апреле сразу на 1,024 трлн рублей. В июне прогнозируемый объем нефтегазовых доходов России составит минус 44 миллиардов рублей. Прогноз на прошлый месяц составлял минус 8,1 миллиарда рублей, но итоговый результат оказался на 30,6 миллиарда рублей меньше.
Артем Голубев считает это нехорошим сигналом для экономики РФ. По его словам, запланированный Минфином дефицит бюджета на весь год составлял 2% ВВП или около 2,2 триллиона рублей. Однако уже в апреле он превысил 3,4 трлн рублей. Минфину, по его мнению, придется скорректировать запланированный дефицит на уровне 4% ВВП и срочно искать пути наполнения бюджета.
Между тем ситуация с доходами РФ развивается не лучшим образом. Нефтегазовые доходы снижаются из-за падения цены на российскую нефть. В среднем в мае основной экспортный сорт российской нефти Urals потерял $5,3 в расчете за баррель, его стоимость опустилась до $53,34. Таким образом, сырье по-прежнему продается по цене ниже потолка в $60 за баррель, установленного западными странами, и заложенной в бюджет стоимости в $70,1 за баррель.
Из-за снижения доходов от поставок энергоресурсов Минфин планирует увеличить объемы продажи иностранной валюты. С 7 июня правительство в рамках бюджетного правила начнет выводить на биржу юани на сумму, эквивалентную 3,6 миллиарда рублей в день. В общей сложности до 6 июля будет продано валюты на 74,6 миллиарда рублей.
Экономист не исключает также варианта частичной девальвации национальной валюты. По его мнению, девальвация рубля до 85-87 рублей за доллар могла бы компенсировать недополученную бюджетом прибыль от продажи нефти.
«Повлиять серьезным образом на мировую цену на нефть мы не можем, но зато можем повлиять на ее цену в рублях - через девальвацию национальной валюты», - пояснил Артем Голубев.
Причинами падения мировых цен на нефть экономист считает рост ее добычи странами, не входящими в ОПЕК+, на которые приходится около 60% мировой добычи нефти, а также слабое восстановление экономики Китая после пандемии коронавируса. Вместе с тем, существенно увеличить добычу нефти страны, не входящие в ОПЕК+, также не могут, поскольку последние пару лет они существенно сократили инвестиции в геологоразведку и в разработку новых месторождений.
«Основная проблема в том, что Китай восстанавливается не так значительно, как все на это рассчитывали. И, во-вторых, на падение спроса на нефть влияет ситуация рецессии или предрецессии в ряде западных стран мира. В Германии, например, два квартала подряд наблюдается рецессия 0,2-0,3%. Она небольшая, но это падение экономики и, соответственно, и сокращение спроса на энергоносители», - рассказал Артем Голубев.
You can watch this video on www.livejournal.com