К вопросу о тождестве СССР и Большой России

Mar 03, 2018 15:12


Давно ещё написал текст, в котором, в частности, утверждал следующее: "Для зарубежных русских СССР является последней доступной им на жизненном опыте формой существования Большой России." Тезис этот в некотором смысле умозрителен, основан на личном опыте наблюдения и размышления и, в таковом качестве, может отвергаться. Именно поэтому я так люблю конкретные примеры, -- там чаще всего крыть, что называется, нечем.

Так вот, для начала проясню свою позицию. Не надо понимать написанное выше и ниже как утверждение, будто бы между СССР и дореволюционной Россией можно ставить знак равенства тотально. Я так не считаю. По своим общественно-политической организации и "идейному наполнению", духовным ориентирам это разные планеты. Но в смысле территориальном, в смысле совместного государственного бытия в неких страновых пределах они, в целом, совпадают. СССР оформился, более-менее, в естественных границах Исторической России и, формально говоря, даже отчасти и помимо своих изначальных "уставных задач", взял на себя ряд функций исторического русского государства (прежде всего, речь идёт о защите внешних пределов; сюда отчасти также можно отнести экономическое, социальное и научно-техническое развитие и проч.) и в этом ограниченном смысле является продолжением оного.



Иллюстрацией этого тезиса является официальное восприятие СССР как страны таким историческим институтом, как Русская Православная Церковь. Обнаружить это можно, ознакомившись с рядом церковных текстов. Для нас интерес представляет, в частности, текст обещания, приносимого рукополагаемым во епископы. Звучит он, согласно "Чиновнику Архиерейского священнослужения", изданному в Москве в 1982 г. (Кн. 2, стр. 18), так:

“Еще же по Заповеди Господней: воздадите кесарева кесареви и Божия Богови, обещаваюся быти верен властем богохранимыя страны нашея  российския”.

Я целиком оставляю за скобками дискуссию о том, правомерны ли обещания верности этим властям, уместно ли это в принципе и проч., -- это не моё дело, и я пишу не об этом. Я пишу конкретно о том, что, с точки зрения Церкви, СССР (а ничего другого тогда, в конце 70-х, когда "Чиновник" сдавали в печать, и в начале 80-х, когда он вышел из типографии, на данной территории не было) -- это страна Российская, т.е. Россия.

Именно такой подход, по моему убеждению, и лежит в основе обращения зарубежных (пребывающих вне РФ) русских к советской символике: эта символика для них относится не к "революционным преобразованиям" или "классовому протесту", а к Большой Стране, некой территориальной, общественной, культурной и исторической реальности, которая в последний, доступный их личному восприятию, раз проявляла себя в образе СССР.

русские, история вопроса, управление памятью, СССР, уменьшительство, РПЦ, Россия

Previous post Next post
Up