Наблюдаю медийную и околомедийную возню вокруг недавней установки памятника Чуркину в Сараево. Государственная пропаганда с присущим ей апломбом делает из этого некое знаковое событие, иные же ей оппонируют, намекая на то, что и событие-де не ахти какого масштаба, и сама-де личность покойного не заслуживает такого пиитета. Попытался разобраться,
(
Read more... )
Во-первых, Сенбия уступила/сдала, скорее, в кавычках, -- из неё это вырвали с кровью и мясом, после двух продолжительных и упорных войн, да ещё и совокупными силами и средствами не только местных оппонентов, но и "всего прогрессивного человечества" (см. НАТО), финансово подпитываемого человечеством, так сказать, непрогрессивным (в виде нефтяных спонсоров из Саудовской Аравии и прочих стран Залива). Войн, которые, с югославской стороны, велись в т.ч. на большом энтузиазме сербов и, в немалой части, силами милиционных/добровольческих формирований (а помните "живые щиты" на их стратегических объектах? Их туда не по разнарядке сгоняли).
Я это к тому, что вот просто так взять и в 1991 году приказать сербам замкнуться в границах "Сербия минус Косово" -- это что-то из разряда полной фантастики. В честь чего? Сербы до сих пор против подобного положения вещей и крайне неохотно принимают свой статус проигравших/поражённых в правах, а того, кто такое предложил бы в 1991 г., вынесли бы из властного кабинета на улицу (в лучшем случае). В национальных республиках (кроме Черногории) буйствует национализм, сербов призывают выкидывать из собственного дома/изничтожать (а расселены они по всей территории СФРЮ анклавами), а они должны покорно собрать вещички и на выход (ну или лучше сразу коллективно покончить с собой)? Нет, повоевали.
Во-вторых, сербская сторона у меня в тексте не зря помещена в кавычки. Ибо она, особенно поначалу, не столько сербская, сколько югославская, т.е. юнионистская, противостоящая коллективной стороне сепаратистской, поддерживаемой и Западом, и мусульманским Востоком. При этом юнионизм был явлением транснациональным и трансобщинным. Во всех отколовшихся республиках были сторонники единства (просто они оказалить оттёрты от рычагов влияния). Юнионизм этот, повторюсь, был подавлен в результате длительного процесса, протекавшего в силовой, политической и экономической плоскостях, который потребовал от местных и зарубежных сторонников сепаратизма приложения огромных ресурсов. Объяснить в 1991 году всем разнонациональным сторонникам сохранения федерации, что федерация не нужна, и что нужно то, что из Югославии в итоге скроили буквально всем миром, было бы невозможно, да и сделать этого было бы некому.
В-третьих, сербы таки не сдали всё, что "можно и что не можно".
(1) Даже самой Сербии ещё есть, куда распадаться, но она этого не делает, т.е. центробежная тенденция, которую Вы предлагаете реализовать целиком, до конца не раскручена.
(2) За пределами Сербии у них осталось "государство в государстве" -- Республика Сербская в составе БиГ (фактически, конфедерации, которая существует, в общем, благодаря внешнему политическому спонсорству). Это меньше, чем они хотели, но больше, чем им бы досталось по Вашей схеме.
Reply
Leave a comment