Упрощение?

Jul 20, 2017 14:42

Которые сутки наблюдаю сетевые камлания по поводу законопроекта № 156692-7, находящегося ныне на рассмотрении ГД ФС РФ. Тут и отборная ахинея "аналитика" в подобном духе:

"Красивым росчерком пера Россия решила проблему, упростив подачу заявки на гражданство для украинцев. Если раньше основная сложность заключалась в том, что гражданам чужой страны необходимо было предоставить справку с родины, то теперь письменного отказа без подтверждения украинской стороны будет вполне достаточно. Итак, мы полностью подготовились к визовому режиму и ответным мерам: в тот момент, когда обе страны введут новые правила, украинцам, работающим в РФ просто предложат отказаться от старого гражданства, окончательно поселиться в РФ, платить налоги и тратить заработанное непосредственно в нашей стране."
(Источник: manzal.livejournal.com/597358.html).

...и восторженные возгласы, выдержанные в стиле "Наконец-то!", как у Б.Рожина:

"Спустя 3 года после начала гражданской войны на Украине, наконец то принят закон об упрощенном получении гражданами Украины российского гражданства, а также вводится процедура дистанционного отказа от украинского гражданства, без необходимости ехать на территорию Украины и ждать бумаг из Киева, что особенно актуально для Крыма... В целом, упрощение подобных процедур можно только приветствовать. Попутно можно позанудствовать, что с этим несколько затянули, но это как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда."
(Источник: colonelcassad.livejournal.com/3552152.html)

В целом, пропаганда позиционирует надвигающееся событие как некий грандиозный прорыв, буквально снимающий последние барьеры на пути любого "украинца", желающего влиться в дружную российскую нацию. Однако непосредственное знакомство с законопроектом, размещённым на сайте Думы, расставляет всё по своим местам.

Пресловутое "упрощение" почти полностью заключается в следующем пункте законопроекта:

4. 2) пункт «в» части второй статьи 14 изложить в следующей редакции:
«в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства... Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.»

Нельзя назвать это прорывом как минимум по двум причинам.

Во-первых, проект новой нормы по факту является частным случаем уже существующего положения п. в) ч. 2 ст. 14 действующего Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ:

"отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин."

На практике, так это примерно и выглядело раньше: человек обращался в органы Украины с прошением о выходе из гражданства этого государства, получал отказ (или, допустим, вовсе не получал ответа/получал ответ об отсутствии ответа, -- как в случае с Крымом, с которым у Украины нет официального сообщения), а далее, в силу упомянутой статьи, ему должен был выдаваться российский паспорт. Спору нет, имелись эксцессы, связанные с применением этих положений законодательства органами ФМС/МВД, -- от них всегда можно этого ожидать; но, в целом, данные положения, введённые в 2014 году, и предназначались для обхода требования более раннего законодательства об обязательном выходе из иностранного гражданства в условиях невозможности это сделать.

Т.е., в сущности, проект новых норм ФЗ "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части получения гражданства РФ гражданами Украины всего лишь несколько совершенствует существующую административную практику, предполагающую предоставление такового гражданства заявителю даже при отсутствии уведомления об уже состоявшемся выходе из иностранного гражданства. Да, добавили некоторой ясности, устранили основания для отказов со стороны чрезмерно ревностных бюрократов от МВД, -- это немного, но хорошо. Но где тут "прорыв"?

Во-вторых и в-главных, новый законопроект отнюдь не колеблет основ российского миграционного законодательства и той практики, которая сложилась в сфере его применения. Условно облегчён завершающий этап процедуры получения российского гражданства, но ключевым является не он, а более ранние этапы, на которых, собственно, и обретаются основные "фильтры", отсекающие желающих получить российский паспорт. Чтобы представить себе эти этапы, необходим небольшой (и весьма упрощённый) экскурс в российское законодательство.

Кто, в принципе, может претендовать на гражданство РФ?

В упрощённом порядке -- следующие категории лиц, определённые ст. 14 62-ФЗ:

- имеющие хотя бы одного родителя-гражданина РФ, живущего в РФ (1. а));
- апатриды, имевшие советское гражданство (1. б));
- уроженцы РСФСР, имевшие советское гражданство (2. а));
- пребывающие в браке с гражданином РФ не менее 3-х лет (2. б));
- нетрудоспособные, имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации (2. в));
- являющиеся единственным родителем несовершеннолетнего гражданина РФ (2. г));
- являющиеся единственным родителем недееспособного/ограниченно дееспособного совершеннолетнего гражданина РФ (2. д));
- получившие после 1 июля 2002 г. российское профессиональное образование и уже отработавшие в РФ минимум 3 года (2. е));
- ИП, работающие не менее 3-х лет и уплатившие в бюджет в виде налогов и сборов не менее 1 млн. рублей (2. ж));
- инвесторы (2. з));
- работающие в РФ не менее 3-х лет по специальностям, входящим в перечень профессий, дающих право на получение гражданства РФ в упрощённом порядке (2. и));
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33-1 Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют законный источник средств к существованию (2.1. б))

Все прочие (т.е., например, русские, родившиеся в независимых постоветских государствах, формально не связанные с российскими гражданами и не проживавшие в РФ в течение 3-х лет, при этом не могущие документально доказать своё происхождение с территорий, доставшихся РФ*) отсылаются к п. 1 ст. 13 того же закона, предусматривающему возможность обращения за гражданством РФ в общем порядке, т.е. теми, кто непрерывно прожил на её территории после получения российского вида на жительство (ВНЖ) в течение 5 (пяти) лет.

Иными словами, упрощение, заложенное в законодательстве РФ, заключается в возможности избежать данного требования: получить ВНЖ и прожить в РФ пять лет подряд.

***

Но вернёмся к нашему вопросу. Несложно заметить, что статья, как бы призванная облегчить процедуру для "носителей русского языка" (НРЯ), несёт в себе ряд цензов.

Прежде всего, действующая редакция Закона говорит о том, что данный упрощённый порядок распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации. Понятие "постоянного проживания" в законодательстве РФ, в целом, несколько размыто, однако в случае иностранного гражданина оно, в сложившейся практике, означает наличие у него вида на жительство (см. ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", каковая прямо увязывает самое понятие постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации с получением ВНЖ).

В свою очередь, получение ВНЖ сопряжено с выполнением многих условий, главным из которых является, в обычном порядке, получение действительного на 3 года разрешения на временное пребывание (РВП), привязанного к территориальным квотам и обусловленного прохождением целого ряда процедур (дактилоскопии, сдачи анализов на опасные заболевания, экзаменовки на знание русского языка, истории и законодательства РФ и проч.) Одной из ключевых проблем и одновременно одним из важнейших препятствий при получении РВП является регистрация по месту жительства: у желающего жить и работать в РФ должен быть кто-то, кто зарегистрирует его на своей жилплощади (или же своя жилплощадь). Многие тысячи (если не миллионы) зарубежных русских, мечтающих о российском гражданстве, упираются именно в этот барьер.

То есть, строго говоря, в рамках упрощённого порядка, предусмотренного конкретно для НРЯ, последние, как и любые другие иностранцы, обязаны сначала получить ВНЖ (со всеми вытекающими последствиями, как это указано выше). Правда, с формальной точки зрения, в соответствии с пп. 3.1-3.2 115-ФЗ, они могут претендовать на ВНЖ минуя стадию РВП, т.е. уже по факту: (1) получения статуса НРЯ и (2) отказа от гражданства иностранного государства. Процедура обретения статуса НРЯ определяется ст. 16 ("Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Выдача уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации") Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации": "16.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона". Как видим, для начала движения по пути упрощённой процедуры для НРЯ требуется иметь принимающую сторону, готовую поставить "иностранца" на миграционный учёт (что делается в уведомительном порядке). Это несколько проще, чем в случае с общим порядком, т.к. принимающей стороной может выступать любая гостиница или общежитие, что вроде как отчасти снимает вопрос о том, где официально проживать для получения ВНЖ.

[Схема, дающая представление об этапах пути:]


Меж тем, жизнь говорит о том, что, скорее всего, русскоязычному, желающему получить ВНЖ в упрощённом порядке, без РВП не обойтись, т.к. он неминуемо сталкивается со следующими проблемами:

(1) в значительном количестве субъектов федерации комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не сформированы, поэтому новоприбывашим придётся становиться на учёт в тех регионах, где таковые комиссии есть, а это траты времени, сокращающие имеющейся в распоряжении человека срок на прохождение процедуры (90 дней с даты въезда в РФ);

(2) в тех субъектах, где комиссии функционируют, график их работы нередко бывает весьма "разрежённым". Так, в Пермском крае такая комиссия до настоящего момента принимала заявления всего трижды: в сентябре и декабре 2016 г. и в марте 2017 г.

...А это возврящает нас к основным проблемам РВП: региональным квотам (всего -- ок. 150 тыс. в год; впрочем, к ряду лиц, подпадающих под критерии НРЯ, -- например, рождённым в РФ, -- они могут не применяться) и необходимости регистрации. В общем, снова здоро́во.

Ещё одним цензом, -- не упомянутым в законе, но фигурирующим в ст. 14 Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 04.08.2016) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", -- является ценз имущественный. Так, п. г.1) упомянутой статьи требует, чтобы лица, претендующие на получение гражданства РФ как НРЯ, предоставляли "один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности)".

Помимо того, как уже упоминалось выше, даже будучи несколько видоизменённым с помощью данных поправок, законодательство РФ продолжает дискриминировать людей, не имеющих возможности доказать восходящее родство с лицами, проживавшими в прошлом на территории, входящей ныне в РФ (т.е. примерно Московского царства времён Иоанна Грозного).

Всё это позволяет заключить, что изменения в миграционном законодательстве, активно "продаваемые" пропагандой публике в качестве "послабления" для тупых хохлов русских соотечественников за границей, носят, в общем, косметический характер. Да, они облегчают прохождение "соискателем" последнего этапа на пути к заветному гражданству РФ, но оставляют нетронутыми основные (весьма существенные и подчас непреодолимые) ограничения, вмонтированные законодателем в более ранние стадии процедуры.

Помимо улучшений, он содержит и некоторые опасные вещи. Но их обсуждение уже выходит за рамки данного поста; да они уже и освещены достаточно хорошо.

***

Напоследок хотел бы высказать пару наблюдений по поводу данного законопроекта вообще.

При прочтении его текста меня не покидало ощущение странности происходящего. Зачем он, этот законопроект? Ведь он крайне мало что добавляет к уже существующей процедуре, введённой ровно с той же самой мотивацией, что и сегодня, ещё в апреле 2014 года.

Можно отказываться от гражданства Украины по одностороннему заявлению? Раньше была принята подобная (хотя и более громоздкая) процедура. К. Затулин жалуется, что президент в своём указе, определяющем порядок применения закона, объективно усложнил жизнь искателям гражданства, обязав их подавать в компетентные органы РФ документ не об отказе, а о выходе из иностранного гражданства (см. п. г.1) ст. 14 Указа). Исправить указ президента законом (и это при явной, по Затулину, ошибочности текста указа, идущего-де далее, чем это установлено соответствующей нормой закона) -- это весьма интересная мотивация, но не проще ли сделать представление президенту, а тому -- исправить собственный указ (чем обсуждать всё это в Думе с апреля месяца)?

[Немного конспирологии:]Любопытно при этом, что действующий административный регламент ФМС/МВД... не требует документа об уже состоявшемся выходе из иностранного гражданства! Как явствует из ст. 27.1.4. Регламента, миграционные власти вполне удовлетворяет "документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства." В этом свете, такой мотив как "исправление порочной практики, порождённой указом президента" вообще выглядит несколько надуманным.

В свою очередь, при выявлении масовых нарушений в работе миграционных структур и саботажа выполнения последними законов, скорее, необходимо наводить в этих органах порядок, принуждая их к исполнению существующих норм, а не принимать новые законы (а то где гарантия, что и сии последние будут соблюдаться?).


Требуется приносить присягу? Как ни странно, тоже ничего нового: в редакции 2014 г. имеется предтеча давнного положения: п. а) ч. 2.1 ст. 14 62-ФЗ ("обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации"). Лично я ожидал того, что данное положение будет раскрыто в подзаконном акте и технически будет выглядеть как гражданская присяга. Теперь её решили ввести законом (вместо того, чтобы зафиксировать данное положение указом президента, например).

И вот к чему всё это? Изготовить красивую обёртку для "антитеррористической" части законопроекта, устранив несколько незначительных изъянов в действующих нормах и введя "прицепом" возможность лишения гражданства РФ? Актуализировать тематику "защиты интересов соотечественников за рубежом" в медиа-поле и получить позитивный пиар? Всё это вместе? Вопросы, вопросы...

P.S. Тема животрепещущая, поэтому на неё откликнулись многие. Некоторые мысли, которые я хотел озвучить, оказались уже высказанными (что вскрылось в процессе написания этой заметки), поэтому я просто отошлю к хорошему материалу, выложенному тут.

_______________
* что, кстати, является порой крайне непростой задачей, учитывая революцию, войны и сопутствующие гибель личных и архивных документов, а также стирание памяти о конкретных корнях и родстве

гражданство, миграция, технология, МВД, Россия, Украина, ФМС, пропаганда

Previous post Next post
Up