Ещё один очень запоздавший пост.
31 октября прошлого, 2016, года в Астрахани прошло заседание Совета по межнациональным отношениям, в котором приняло участие, помимо прочих, основное должностное лицо страны. Обсуждался там так или иначе и вопрос "соотечественников".
Один из участников, А. Керимов, высказал одну простую мысль,
которая достаточно давно буквально витает в воздухе: а давайте, чтобы никого не "обижать" каким-то привилегированным статусом русских в России в вопросе предоставления российского гражданства,
создадим список коренных народов РФ и будем давать преимущество тем, кто в него попадёт?
Что на это отвечает уважаемый Президент? Сначала (несколько, на мой вкус не к месту) начинает критиковать европейский опыт в области миграции, а далее, в общем-то, отвергает эту идею (точнее, предлагет "доработать", но критика, обращённая к ней, её, по существу, дезавуирует) на том конкретно основании, что принятие подобного подхода неким образом дискриминирует:
(1) граждан и/или независимые государства бывшего СССР ("
Но если мы по этому пути пойдём, то здесь мы столкнёмся с определёнными сложностями, потому что мы сразу исключим все республики бывшего Советского Союза.") и
(2) представителей религиозных меньшинств ("
У нас будут противоречия между, скажем, законом о традиционных религиях, где у нас есть буддисты как люди традиционной религии, они государственности никакой не имеют, или евреи, допустим. Иудаизм тоже считается у нас традиционной религией, но государственность есть - Израиль.")
(Сразу отмечу: если честно, в моих попытках изложить реакцию главы государства в виде понятных читабельных тезисов присутствует некоторая доля спекулятивности. Слишком уж путано первое лицо изволило выразиться.)
Что на это можно сказать? Ну, контр-критику на аргументы Путина я приводить не буду -- зачем? Но доработать предложение с учётом путинских замечаний можно, отчего бы и нет.
(1) В видах недопущения дискриминации народов, имеющих очаги своей государственности за пределами РФ, можно ввести категорию граждан стран "ближнего зарубежья". Это позволит отделить жителей областей, исторически связанных с РФ, от любых других иностранцев.
Категория эта вовсе не нова и активно используется в официальном дискурсе РФ с начала 1990-х годов, при этом все прекрасно понимают, что именно она подразумевает, и с её правовым определением не может возникнуть никаких проблем.
Соответственно, представителям этой категории можно предоставить ряд упрощений и послаблений, связанных, допустим, с возможностью несколько быстрее пройти процедуру получения некоего правового статуса в РФ (РВП, ВНЖ и/или гражданства) постольку, поскольку данное лицо владеет русским языком и демонстрирует объективно выявляемый потенциал интеграции в российское общество. (Тем не менее, каким бы ни был объём прав и преимуществ, предоставляемый данной категории, он должен быть заведомо меньше того, который
принадлежит человеку из "списка" как не имеющему своего государства за пределами РФ).
(2) Не вполне понятно, каким образом права на российское гражданство и этничность связаны с религиозными убеждениями. Когда Путин говорит о евреях, это имеет некий смысл, но в случае с буддистами его ответ для меня по-прежнему не до конца ясен (какой народ самоидентифицируется национально через принадлежность к буддистской конфессии?)
Но положим, что речь прежде всего о евреях (кстати, я и сам формулировал это как проблему с самого начала). Логика такая: во-первых, в случае с евреями, на территории РФ есть их национальный очаг, ЕАО, т.е. они, по идее, должны попасть в список, но, с другой стороны, у них есть и своё государство, т.е. их в этом списке быть не должно. Во-вторых, если разрешить всем евреям в упрощённом порядке (ре)иммигрировать в РФ, то, в теории, в Россию смогут массово приехать сложноинтегрируемые (ибо исторически не связанные с Россией) сефарды и/или ультраортодоксы (это звучит несколько комично, но допустим).
В сущности, здесь тоже нет никакой особой проблемы для тех, кто хочет решить главный вопрос миграционной повестки дня в России, а именно, -- максимально облегчить приезд и обустройство в РФ представителей её коренных народов, и прежде всего русского народа.
Коль скоро для нас "еврейский вопрос", благодаря Путину, стал на этом пути едва ли преградой, то давайте поговорим и о нём.
Во-первых, для евреев можно было бы ввести особый порядок получения упоминавшейся мной "карты соотечественника" или российского гражданства. Но с соблюдением основного принципа: принимаем к себе только тех, кто реально подпадает под определение соотечественника. Т.е. евреев, ранее живших в России/СССР, и их прямых потомков.
Во-вторых, можно было бы уравнять в правах граждан Израиля и граждан стран "ближнего зарубежья", принадлежащих к нациям, имеющим свою государственность за пределами РФ (т.е. к тем, о ком речь шла в пункте (2)). Дать им те же дополнительные, сравнительно с гражданами "дальнего зарубежья", преимущества в виде ускорения процедур получения РВП/ВНЖ и натурализации, обуславливаемые доказанной способностью к интеграции. (Бюрократам даю подсказку: чтобы отсечь "неместных", можно требовать знание русского языка или идиш как государственных в ЕАО).
Может, Ариф Пашаевич в следующий раз выдвинет схожие аргументы, и процесс пойдёт дальше. А может, и кто-то кроме него. А вдруг и в газете какой про такие предложения напишут! Ну, про газеты я размечтался, конечно. У них более важные темы. Но на Арифа Пашаевича таки надеюсь.