12 февраля вышла достаточно объёмная программная статья одного из идеологов политики Украины в вопросах безопасности и, в частности, вопросов Донбасса и Крыма, В.Горбулина. Её имеет смысл читать целиком. Автор вполне искренне проговаривает основные положения политики, которую он считал бы целесообразной в указанных вопросах. Очевидно, не все из пожеланий автора стратегии будут воплощены на практике, -- что-то скорректируют в интересах западных союзников, что-то в угоду момента, -- но, в общем, можно предполагать, что стремиться украинская политика будет примерно к тому, что было озвучено в статье.
Из интересного, навскидку, можно отметить следующее:
-- Минский переговорный процесс стал результатом военного поражения Украины* и был призван затянуть время и дать возможность украинской стороне перегруппироваться и подкопить сил; свою задачу по затягиванию времени он уже отчасти успешно решил, и сейчас на повестку дня становится вопрос либо о саботаже Минского процесса, либо о его трансформацию в другой формат, с другими смыслом и задачами;
-- Дипломатический процесс не может привести к возвращению Украине Донбасса и Крыма, стало быть, через несколько лет станет актуальным военный путь;
-- РФ демонстрирует нисходящую тенденцию в своём развитии. Она придавлена санкциями, несёт тяжкий груз внешних и внутренних обязательств и имеет непростую внутриполитическую картину. Это тренд, создающий предпосылки для успеха Украины в деле восстановления своей территориальной целостности и возвращения себе Донбасса и Крыма, в т.ч. и военным путём. Пока что РФ недостаточно ослабла для военного решения по ней, а Украина недостаточно сильна для его реализации, но в течение пары-тройки лет ситуация может измениться до той степени, когда это станет возможным;
-- В качестве союзников Украины выделены США и, вообще, англо-саксонские страны**, младоевропейские государства -- Польша, прибалтийские республики (в частности, Литва), Румыния, а также Турция; при этом в качестве стороны, мешающей реализации интересов Украины, расматриваются "крупные страны Европы";
-- На данный период Минский формат целесообразно сохранять, постепенно перестраивая его под свои нужды в следующем ключе:
- будучи навязанным в непростых условиях, Минский процесс затронул вопросы, относящиеся к внутреннему суверенитету Украины (форму государственного устройства). Следует изымать вопросы внутренней политики Украины из круга предметов обсуждения; - следует усилить многосторонний характер переговоров: (а) дополнительно интернационализировать переговорный процесс, введя в него прочие страны, пострадавшие от российской агрессии -- Молдавию и Грузию, а также республики Прибалтики, Румынию и Турцию, и (б) посадив за стол переговоров представителей властей и общественности Донбасса с украинской стороны; - соответственно, необходимо расширить круг вопросов, обсуждаемых в рамках процесса, включив в них проблематику всех постсоветских конфликтов в СНГ с участием РФ (Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Карабаха); - необходимо ввести в повестку дня обновлённого Минского формата вопрос Крыма;
-- Даются три сценария трансформации переговорного процесса по Донбассу и Крыму: консервативный (компромиссный) -- очевидно, наименее симпатичный автору, интернационалистский (многосторонний), националистический (односторонний), оба из которых имеют свои недостатки и достоинства, но при этом явно позиционируются как более предпочтительные.
Украинская сторона остается в рамках Минского процесса, прилагая усилия с целью его максимально возможной трансформации. Собственно, сам этот процесс еще не потерял актуальность, играя важную роль в сдерживании агрессора. На сегодняшний день речь идет больше о моральной компрометации, чем исчерпании дипломатических возможностей. Сегодня термин "Минск" приобрел негативные коннотации, приближаясь по своей семантике к термину "Мюнхен". В целом это несправедливо, поскольку территориальное расчленение и политическое уничтожение Украины не произошло благодаря сопротивлению украинских Вооруженных сил и патриотической части украинского общества и благодаря тем же переговорам в Минске. Однако сейчас важно сохранить собственно переговорный процесс, а не его название и территориальную локализацию. Причем не просто сохранить, а расширить и развить. Реализация этого сценария предполагает воплощение Минских соглашений и использование минского переговорного формата для контроля над этим воплощением и его корректировки. Выполнение Минских договоренностей имеет свои преимущества и свои недостатки. Среди первых: некоторая деэскалация конфликта, частичное прекращение огня и уменьшение количества жертв, сохранение санкций против агрессора, освобождение военнопленных и избежание гуманитарной катастрофы, демонстрация Украиной своей доброй воли как ответственного члена мирового сообщества и надежного союзника западных партнеров. Среди вторых: вмешательство внешних сил во внутренние дела украинского государства, поощрение федерализации и терроризма, деформация и дестабилизация политического и конституционного процессов, получение врагами Украины дополнительных рычагов влияния на нее, внутренний раскол и разрушение общенационального внешнеполитического консенсуса. Главной проблемой Минских договоренностей является не столько то, что их невозможно выполнить в полной мере, а то, что даже их выполнение почти ничего не изменит, зафиксировав существующий на сегодняшний день политический статус-кво. Иначе говоря, приложив титанические усилия и пойдя на серьезные уступки, Украина может получить тот же сепаратизм, с которым придется мириться и сосуществовать в течение следующего исторического периода. Имплементируя Минские договоренности, Украина становится на исторический путь, который уже прошли десятки стран мира - путь проблемного и не всегда продуктивного взаимодействия с сепаратистскими регионами, которое будет продолжаться десятилетиями, в конце концов укоренившись в политической системе и политической культуре, окончательно их видоизменив. Возможно, нынешние Минские соглашения и внесут свой вклад в будущее общенациональное примирение. Однако сегодня время общих памятников и погребений и трогательных объятий еще не наступило, и неизвестно, наступит ли вообще. Минские договоренности вряд ли прекратят конфликт и остановят агрессию, однако их выполнение (по крайней мере частичное) может стать существенным вкладом в реализацию главной и единственной на сегодня внешнеполитической стратагемы украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы". В этой стратегии нет ничего хитрого и коварного, ведь стратегические намерения всех других сторон переговоров не менее очевидны: кто-то хочет сохранить доминирующие позиции в мире и его перестройке по собственным ценностным стандартам; кто-то - региональной гегемонии и статуса мировой державы; кто-то - сохранения комфортной, обеспеченной и бесконфликтной жизни. Украина всего лишь хочет времени, чтобы сохранить свободу.
Украинская сторона постепенно выходит из Минского переговорного процесса, сосредоточивая его преимущественно на сугубо функциональных вопросах обмена военнопленными и заложниками, предоставления гуманитарной и экономической помощи пострадавшим от агрессии районам, поддержания режима прекращения огня, разминирования и т.п. Параллельно начинает новый переговорный процесс, направленный на решение более сложных и противоречивых политических вопросов, связанных с вооруженным конфликтом в Донбассе и аннексией Крыма. Таким образом, речь идет о двух постепенно отделяющихся переговорных процессах, получающих собственный темп, направление, предметную сферу и внутреннюю логику в целом. Иначе говоря, происходит расслоение переговоров на сугубо функциональные, которые и далее продолжаются в Минске, и новые переговоры, которые будут проходить в другом месте (желательно в одной из европейских столиц). Многосторонний переговорный формат предусматривает максимальное привлечение и мобилизацию прежде всего внешних (международных) факторов урегулирования конфликта в Донбассе и деоккупации Крыма. Речь идет о возвращении захваченных территорий и восстановлении территориальной целостности Украины коллективными усилиями международного сообщества. Важной составляющей этих усилий может стать внедрение концепции "международного управления конфликтными территориями с неопределенным политическим статусом". Согласно этой концепции, управление оккупированными районами Донбасса и Крымом (на период их деоккупации и возвращения в Украину) будет осуществляться временными международными администрациями, персонал которых будет комплектоваться представителями международных организаций, а также нейтральных и миролюбивых государств. Деятельность этих администраций будет направлена на решение ряда критических вопросов гуманитарного, безопасностного, правового, экологического характера, а также на подготовку управляемых ими территорий к возвращению в состав Украины. В целом речь идет о новейшей исторической версии концепции "подмандатных территорий". Интернационалистский сценарий трансформации переговорного процесса предусматривает преобладание ориентации на внешние факторы улаживания конфликта в Донбассе и возвращение Крыма. Украина прилагает как можно больше усилий с целью скорейшего вступления в Евросоюз и Североатлантический альянс, максимально используя для достижения этих внешнеполитических целей обновленный переговорный процесс по Донбассу и Крыму. В рамках этого сценария найдется место и для международных миротворцев, и для международных наблюдательных военных миссий, призванных контролировать выполнение соглашений по урегулированию. Таким образом, западные партнеры Украины смогут принять непосредственное участие в урегулировании конфликта на базе соглашений, к выполнению которых они так настойчиво призывают украинскую сторону.
Украинская сторона решительно выходит из переговорного процесса, прекращая работу во всех подгруппах и отзывая для консультаций свою делегацию в полном составе. Она сообщает о необходимости радикальной трансформации (переформатирования) этого процесса (по приведенным выше направлениям) в соответствующем меморандуме, который рассылается как участникам переговоров, кроме представителей "ОРДЛО", так и руководству тех государств, которые планируется пригласить к участию в обновленном переговорном процессе. Поводом для такого решительного шага может стать вопрос освобождения из террористического плена украинских гражданских и военных заложников. На сегодняшний день этот вопрос является одним из главных, а игнорирование его приведет к дегуманизации переговорного процесса. Переговоры по Донбассу и Крыму используются для подготовки, максимально возможной легитимации и воплощения сценария освобождения оккупированных территорий. Реализация этого сценария предусматривает две стадии: первая - жесткое блокирование указанных территорий и прекращение с ними любых отношений; вторая - вытеснение оккупантов и коллаборационистов с захваченных ими территорий. Имеется в виду не какое-либо немедленное и неподготовленное наступление, а последовательная политика, направленная на изгнание захватчиков и наказание коллаборационистов. Освобождение может занять довольно длительное время и произойти только при благоприятной возможности, когда Украина окрепнет, РФ ослабнет, а западные союзники будут готовы поддержать освободительную войну украинского народа против оккупантов. Пока такая возможность не появится, блокирование оккупированных территорий будет оставаться главным средством давления на захватчиков и их прислужников. Безусловно, избрание этого пути замедлит прогресс Украины к членству в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе и усложнит ее отношения с западными партнерами. Прежде всего, речь идет о больших государствах Европы, которые поддерживают и продвигают "минский процесс", в том числе и за счет национальных интересов украинской стороны. Вместе с тем Соединенные Штаты, да и весь англосаксонский мир, могут остаться надежным стратегическим партнером украинского государства на его пути к освобождению оккупированных территорий. Ослабление международной поддержки Украины вследствие выбора и реализации стратегического курса на освобождение своих земель от оккупантов будет частично компенсировано расширением внутренней поддержки этого курса средним классом и другими патриотическими слоями украинского общества. Кроме того, курс на постепенное освобождение оккупированных территорий даст возможность привлечь и мобилизовать правые силы, переориентировав их с внутренней деструкции на борьбу с внешним врагом. Реализация националистического сценария трансформации переговорного процесса по Донбассу и Крыму предусматривает максимально возможное исключение из этого процесса представителей марионеточных квазигосударственных образований "ЛНР"/"ДНР". Тем более, что их деструктивная роль в переговорах становится все очевиднее. Они буквально срывают переговорный процесс, выдвигая Украине нереалистичные требования, шантажируя ее в вопросе освобождения гражданских и военных заложников, систематически нарушая режим прекращения огня на линии размежевания. Речь идет о жестком структурировании участия боевиков-переговорщиков в переговорах путем внедрения более низкого переговорного подуровня, на котором они будут разговаривать исключительно с представителями неоккупированных территорий - делегациями, сформированными Донецкой и Луганской ОГА и возглавленными головами областных государственных администраций. В состав таких делегаций войдут политические активисты, представляющие гражданское общество украинского Донбасса и интересы вынужденных переселенцев, которые сохранили верность украинскому государству. В рамках многостороннего дипломатического диалога по Донбассу и Крыму целесообразно создать отдельную переговорную подгруппу, в которой будут вести переговоры представители неоккупированных и оккупированных территорий Донбасса, внося предложения и выполняя совещательную роль относительно полноправных участников дипломатического диалога.
_____ * Тот самый процесс, который, например, профессор С.В. Волков без обиняков именует капитуляцией РФ
** Должен сказать, что это нечасто встречающийся акцент