Немного программного Горбулина

Feb 16, 2016 02:59

12 февраля вышла достаточно объёмная программная статья одного из идеологов политики Украины в вопросах безопасности и, в частности, вопросов Донбасса и Крыма, В.Горбулина. Её имеет смысл читать целиком. Автор вполне искренне проговаривает основные положения политики, которую он считал бы целесообразной в указанных вопросах. Очевидно, не все из пожеланий автора стратегии будут воплощены на практике, -- что-то скорректируют в интересах западных союзников, что-то в угоду момента, -- но, в общем, можно предполагать, что стремиться украинская политика будет примерно к тому, что было озвучено в статье.

Из интересного, навскидку, можно отметить следующее:

-- Минский переговорный процесс стал результатом военного поражения Украины* и был призван затянуть время и дать возможность украинской стороне перегруппироваться и подкопить сил; свою задачу по затягиванию времени он уже отчасти успешно решил, и сейчас на повестку дня становится вопрос либо о саботаже Минского процесса, либо о его трансформацию в другой формат, с другими смыслом и задачами;

-- Дипломатический процесс не может привести к возвращению Украине Донбасса и Крыма, стало быть, через несколько лет станет актуальным военный путь;

-- РФ демонстрирует нисходящую тенденцию в своём развитии. Она придавлена санкциями, несёт тяжкий груз внешних и внутренних обязательств и имеет непростую внутриполитическую картину. Это тренд, создающий предпосылки для успеха Украины в деле восстановления своей территориальной целостности и возвращения себе Донбасса и Крыма, в т.ч. и военным путём. Пока что РФ недостаточно ослабла для военного решения по ней, а Украина недостаточно сильна для его реализации, но в течение пары-тройки лет ситуация может измениться до той степени, когда это станет возможным;

-- В качестве союзников Украины выделены США и, вообще, англо-саксонские страны**, младоевропейские государства -- Польша, прибалтийские республики (в частности, Литва), Румыния, а также Турция; при этом в качестве стороны, мешающей реализации интересов Украины, расматриваются "крупные страны Европы";

-- На данный период Минский формат целесообразно сохранять, постепенно перестраивая его под свои нужды в следующем ключе:

- будучи навязанным в непростых условиях, Минский процесс затронул вопросы, относящиеся к внутреннему суверенитету Украины (форму государственного устройства). Следует изымать вопросы внутренней политики Украины из круга предметов обсуждения;
- следует усилить многосторонний характер переговоров: (а) дополнительно интернационализировать переговорный процесс, введя в него прочие страны, пострадавшие от российской агрессии -- Молдавию и Грузию, а также республики Прибалтики, Румынию и Турцию, и (б) посадив за стол переговоров представителей властей и общественности Донбасса с украинской стороны;
- соответственно, необходимо расширить круг вопросов, обсуждаемых в рамках процесса, включив в них проблематику всех постсоветских конфликтов в СНГ с участием РФ (Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Карабаха);
- необходимо ввести в повестку дня обновлённого Минского формата вопрос Крыма;

-- Даются три сценария трансформации переговорного процесса по Донбассу и Крыму: консервативный (компромиссный) -- очевидно, наименее симпатичный автору, интернационалистский (многосторонний), националистический (односторонний), оба из которых имеют свои недостатки и достоинства, но при этом явно позиционируются как более предпочтительные.

[Сценарии по Горбулину]
Консервативный (компромиссный) сценарий трансформации.

Украинская сторона остается в рамках Минского процесса, прилагая усилия с целью его максимально возможной трансформации. Собственно, сам этот процесс еще не потерял актуальность, играя важную роль в сдерживании агрессора. На сегодняшний день речь идет больше о моральной компрометации, чем исчерпании дипломатических возможностей. Сегодня термин "Минск" приобрел негативные коннотации, приближаясь по своей семантике к термину "Мюнхен". В целом это несправедливо, поскольку территориальное расчленение и политическое уничтожение Украины не произошло благодаря сопротивлению украинских Вооруженных сил и патриотической части украинского общества и благодаря тем же переговорам в Минске. Однако сейчас важно сохранить собственно переговорный процесс, а не его название и территориальную локализацию. Причем не просто сохранить, а расширить и развить. Реализация этого сценария предполагает воплощение Минских соглашений и использование минского переговорного формата для контроля над этим воплощением и его корректировки. Выполнение Минских договоренностей имеет свои преимущества и свои недостатки. Среди первых: некоторая деэскалация конфликта, частичное прекращение огня и уменьшение количества жертв, сохранение санкций против агрессора, освобождение военнопленных и избежание гуманитарной катастрофы, демонстрация Украиной своей доброй воли как ответственного члена мирового сообщества и надежного союзника западных партнеров. Среди вторых: вмешательство внешних сил во внутренние дела украинского государства, поощрение федерализации и терроризма, деформация и дестабилизация политического и конституционного процессов, получение врагами Украины дополнительных рычагов влияния на нее, внутренний раскол и разрушение общенационального внешнеполитического консенсуса. Главной проблемой Минских договоренностей является не столько то, что их невозможно выполнить в полной мере, а то, что даже их выполнение почти ничего не изменит, зафиксировав существующий на сегодняшний день политический статус-кво. Иначе говоря, приложив титанические усилия и пойдя на серьезные уступки, Украина может получить тот же сепаратизм, с которым придется мириться и сосуществовать в течение следующего исторического периода. Имплементируя Минские договоренности, Украина становится на исторический путь, который уже прошли десятки стран мира - путь проблемного и не всегда продуктивного взаимодействия с сепаратистскими регионами, которое будет продолжаться десятилетиями, в конце концов укоренившись в политической системе и политической культуре, окончательно их видоизменив. Возможно, нынешние Минские соглашения и внесут свой вклад в будущее общенациональное примирение. Однако сегодня время общих памятников и погребений и трогательных объятий еще не наступило, и неизвестно, наступит ли вообще. Минские договоренности вряд ли прекратят конфликт и остановят агрессию, однако их выполнение (по крайней мере частичное) может стать существенным вкладом в реализацию главной и единственной на сегодня внешнеполитической стратагемы украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы". В этой стратегии нет ничего хитрого и коварного, ведь стратегические намерения всех других сторон переговоров не менее очевидны: кто-то хочет сохранить доминирующие позиции в мире и его перестройке по собственным ценностным стандартам; кто-то - региональной гегемонии и статуса мировой державы; кто-то - сохранения комфортной, обеспеченной и бесконфликтной жизни. Украина всего лишь хочет времени, чтобы сохранить свободу.

Интернационалистский (многосторонний) сценарий трансформации.

Украинская сторона постепенно выходит из Минского переговорного процесса, сосредоточивая его преимущественно на сугубо функциональных вопросах обмена военнопленными и заложниками, предоставления гуманитарной и экономической помощи пострадавшим от агрессии районам, поддержания режима прекращения огня, разминирования и т.п. Параллельно начинает новый переговорный процесс, направленный на решение более сложных и противоречивых политических вопросов, связанных с вооруженным конфликтом в Донбассе и аннексией Крыма. Таким образом, речь идет о двух постепенно отделяющихся переговорных процессах, получающих собственный темп, направление, предметную сферу и внутреннюю логику в целом. Иначе говоря, происходит расслоение переговоров на сугубо функциональные, которые и далее продолжаются в Минске, и новые переговоры, которые будут проходить в другом месте (желательно в одной из европейских столиц). Многосторонний переговорный формат предусматривает максимальное привлечение и мобилизацию прежде всего внешних (международных) факторов урегулирования конфликта в Донбассе и деоккупации Крыма. Речь идет о возвращении захваченных территорий и восстановлении территориальной целостности Украины коллективными усилиями международного сообщества. Важной составляющей этих усилий может стать внедрение концепции "международного управления конфликтными территориями с неопределенным политическим статусом". Согласно этой концепции, управление оккупированными районами Донбасса и Крымом (на период их деоккупации и возвращения в Украину) будет осуществляться временными международными администрациями, персонал которых будет комплектоваться представителями международных организаций, а также нейтральных и миролюбивых государств. Деятельность этих администраций будет направлена на решение ряда критических вопросов гуманитарного, безопасностного, правового, экологического характера, а также на подготовку управляемых ими территорий к возвращению в состав Украины. В целом речь идет о новейшей исторической версии концепции "подмандатных территорий". Интернационалистский сценарий трансформации переговорного процесса предусматривает преобладание ориентации на внешние факторы улаживания конфликта в Донбассе и возвращение Крыма. Украина прилагает как можно больше усилий с целью скорейшего вступления в Евросоюз и Североатлантический альянс, максимально используя для достижения этих внешнеполитических целей обновленный переговорный процесс по Донбассу и Крыму. В рамках этого сценария найдется место и для международных миротворцев, и для международных наблюдательных военных миссий, призванных контролировать выполнение соглашений по урегулированию. Таким образом, западные партнеры Украины смогут принять непосредственное участие в урегулировании конфликта на базе соглашений, к выполнению которых они так настойчиво призывают украинскую сторону.

Националистический (односторонний) сценарий трансформации.

Украинская сторона решительно выходит из переговорного процесса, прекращая работу во всех подгруппах и отзывая для консультаций свою делегацию в полном составе. Она сообщает о необходимости радикальной трансформации (переформатирования) этого процесса (по приведенным выше направлениям) в соответствующем меморандуме, который рассылается как участникам переговоров, кроме представителей "ОРДЛО", так и руководству тех государств, которые планируется пригласить к участию в обновленном переговорном процессе. Поводом для такого решительного шага может стать вопрос освобождения из террористического плена украинских гражданских и военных заложников. На сегодняшний день этот вопрос является одним из главных, а игнорирование его приведет к дегуманизации переговорного процесса. Переговоры по Донбассу и Крыму используются для подготовки, максимально возможной легитимации и воплощения сценария освобождения оккупированных территорий. Реализация этого сценария предусматривает две стадии: первая - жесткое блокирование указанных территорий и прекращение с ними любых отношений; вторая - вытеснение оккупантов и коллаборационистов с захваченных ими территорий. Имеется в виду не какое-либо немедленное и неподготовленное наступление, а последовательная политика, направленная на изгнание захватчиков и наказание коллаборационистов. Освобождение может занять довольно длительное время и произойти только при благоприятной возможности, когда Украина окрепнет, РФ ослабнет, а западные союзники будут готовы поддержать освободительную войну украинского народа против оккупантов. Пока такая возможность не появится, блокирование оккупированных территорий будет оставаться главным средством давления на захватчиков и их прислужников. Безусловно, избрание этого пути замедлит прогресс Украины к членству в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе и усложнит ее отношения с западными партнерами. Прежде всего, речь идет о больших государствах Европы, которые поддерживают и продвигают "минский процесс", в том числе и за счет национальных интересов украинской стороны. Вместе с тем Соединенные Штаты, да и весь англосаксонский мир, могут остаться надежным стратегическим партнером украинского государства на его пути к освобождению оккупированных территорий. Ослабление международной поддержки Украины вследствие выбора и реализации стратегического курса на освобождение своих земель от оккупантов будет частично компенсировано расширением внутренней поддержки этого курса средним классом и другими патриотическими слоями украинского общества. Кроме того, курс на постепенное освобождение оккупированных территорий даст возможность привлечь и мобилизовать правые силы, переориентировав их с внутренней деструкции на борьбу с внешним врагом. Реализация националистического сценария трансформации переговорного процесса по Донбассу и Крыму предусматривает максимально возможное исключение из этого процесса представителей марионеточных квазигосударственных образований "ЛНР"/"ДНР". Тем более, что их деструктивная роль в переговорах становится все очевиднее. Они буквально срывают переговорный процесс, выдвигая Украине нереалистичные требования, шантажируя ее в вопросе освобождения гражданских и военных заложников, систематически нарушая режим прекращения огня на линии размежевания. Речь идет о жестком структурировании участия боевиков-переговорщиков в переговорах путем внедрения более низкого переговорного подуровня, на котором они будут разговаривать исключительно с представителями неоккупированных территорий - делегациями, сформированными Донецкой и Луганской ОГА и возглавленными головами областных государственных администраций. В состав таких делегаций войдут политические активисты, представляющие гражданское общество украинского Донбасса и интересы вынужденных переселенцев, которые сохранили верность украинскому государству. В рамках многостороннего дипломатического диалога по Донбассу и Крыму целесообразно создать отдельную переговорную подгруппу, в которой будут вести переговоры представители неоккупированных и оккупированных территорий Донбасса, внося предложения и выполняя совещательную роль относительно полноправных участников дипломатического диалога.



_____
* Тот самый процесс, который, например, профессор С.В. Волков без обиняков именует капитуляцией РФ

** Должен сказать, что это нечасто встречающийся акцент

Минск, Донбасс, война, Россия, Приднестровье, Горбулин, Украина, Крым

Previous post Next post
Up