О Лаврове

May 24, 2015 22:27

...Некоторые блоггеры ополчились тут массово на Лаврова, "лаврушкой" его кличут да всякими срамными именами. Плохая-де у Лаврова внешняя политика получается, "озабоченности" слишком часто-де выражает, вместо того, чтобы вдарить по супостату ракетами прямо со Смоленской площади, и пр. и др.

Что я имею сказать по этому поводу. Давайте-ка откроем Конституцию РФ и посмотрим, кто там у нас чем занимается, -- в частности, в аспекте наполнения внешней политики каким-то содержанием.

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

[...]

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления... внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию... в международных отношениях.

[...]

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Т.е. вот он, искомый руководитель внешней политики РФ. Именно этот человек определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Это именно президент. Хорошо, кто ещё причастен к этой сфере? Смотрим дальше:

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

[...]

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Т.е. правительство -- это, согласно Конституции, исполнитель мер по реализации внешней политики РФ. "Свою" внешнюю политику правительство не пишет, а осуществляет ту политику, которую ему "спускают сверху".

А чем тогда является МИД, столь хулимым г-ном Лавровым возглавляемый? Ответ на это нам даст указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, каковым утверждается Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Данное Положение, в частности, предусматривает следующее:

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации...

Т.е. МИД -- это орган, реализующий внешнеполитический курс РФ, положения которого задаются президентом РФ; да и, собственно, руководит им не министр, а президент.

Да кто же он тогда таков, этот самый министр? В Положении на этот счёт сказано:

8. МИД России возглавляет Министр иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МИД России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Т.е. министр -- это должностное лицо, назначаемое президентом, возглавляющее МИД (но не руководящее ни системой внешней политики, в целом, ни МИДом, в частности), ответственное за реализацию внешней политики государства, параметры которой определяет, как мы уже выяснили, президент.

В Положении содержится весьма подробное описание должностных обязанностей министра иностранных дел; я тут их приводить не буду, но желающие могут ознакомиться. В целом, это перечисление обязанностей чиновника, главы стандартного ведомства. Чисто "внешнеполитических" обязанностей там немного, и вот они:

10. Министр:

[...]

6) вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, проекты других документов по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России и Россотрудничества;

7) представляет Российскую Федерацию на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации подписывает международные договоры Российской Федерации...

Иными словами, подытоживая, в РФ министр иностранных дел -- это, во-первых, чиновник, возглавляющий МИД, а, во-вторых, дипломатический работник высокого уровня. Во всех случаях он не самостоятелен в своих поступках, словах и решениях, т.к. связан ориентирами, принципами и положениями политического курса, утверждённого президентом РФ. Он может это делать лишь хуже или лучше, но никакого другого влияния он на внешнюю политику (и уж тем более на пресловутую геостратегию) не оказывает.

Так вот, собственно, о Лаврове. Он образован, хорошо и грамотно говорит, импозантен и вполне нормально воспринимается за границей (и с т.з. дипломатов и политиков, и в прессе). Он не карикатурен, что немаловажно для "лица государства". Вверенное ему министерство работает нормально, -- до нас не доходят вести о каких-то страшных скандалах/разбирательствах в МИДе (т.е. кадровая и имиджевая политика в норме); никакой разгромной критики его работы именно как министра не слыхать ни "сверху", ни "снизу"; поставленные руководством страны задачи выполняются. Иными словами, с лично моей точки зрения, Лавров -- это хороший дипломат и министр.

А что же ответить на критику? Тут, как мне кажется, будет вполне уместна цитата из "Истории дипломатии", главы о внешней политике Людовика XV: "У Франции этого времени не было недостатка в способных министрах и дипломатах (Вершен, Шуазель, д'Аржансон), но и самый талантливый дипломат не мог сделать хорошей дурную политику своего правительства."

Лавров, Путин, МИД, Россия

Previous post Next post
Up