Цифровизация транспорта

Mar 15, 2020 14:27



Фото: Volgabus.ru

А вы заметили, как изменился наш транспорт? Ещё совсем недавно невозможно было себе такое даже представить. А сегодня мы уже привыкли к тому, что оплачиваем за проезд банковской картой любого банка. Мы привыкли к тому, что можем посмотреть в телефоне или на табло на остановке  в режиме реального времени, когда приедет следующий трамвай, автобус или троллейбус. А всё благодаря тому,что цифровизация шагает по стране. Пусть не так быстро, как нам этого хотелось бы, но шагает. Наш транспорт стал цифровым. Наши улицы и дома стали цифровыми. Цифра опутала всю нашу жизнь, все её стороны. Умный транспорт и умные города стали нашей реальностью. Если раньше мы могли стоять на остановке в ожидании своего транспорта, а транспорт этот мог совершенно спокойно отдыхать где-то не на маршруте, то сейчас такое невозможно. Весь транспорт оснащён системами, которые передают в режиме реального времени координаты и место нахождения данного конкретного автобуса, троллейбуса или трамвая в единый диспетчерский пункт. И только попробуй водитель отклониться от маршрута, или простоять где-то дольше, чем полагается. В Краснодаре уже давно создан такой единый диспетчерский пункт, который в режиме реального времени контролирует ситуацию во всём городе в целом. Он контролирует и работу транспорта, и регулирует и управляет дорожным движением в городе. По сути, этот центр оцифровал работу транспорта, да и всего города в целом. Это целая интеллектуальная транспортная система. Работа этого центра напоминает крупный банк. Транспортная система ежедневно создаёт количество данных, сравнимых с объёмом транзакций большого банка. Конечно, возникают разные ситуации, пробки, поломки или другой форс-мажор. Но, тем не менее, за работой транспорта сегодня следят. Так же, как и за пассажирами. Вы заметили, что почти во всех видах транспорта появились камеры наблюдения? Даже в частных автобусах и маршрутках. Они записывают всё, что происходит внутри салона, а также снаружи.  Единый центр также занимается и комплексной безопасностью на транспорте. Целью этой системы является всесторонняя защита пассажиров. Весь транспорт в городе сегодня оснащён системами GPS/Глонасс, а также видеонаблюдением снаружи и в салоне. Большие потоки данных, фото и видео, по запросу диспетчера могут помочь мгновенно отреагировать на возникшую нештатную ситуацию и направить помощь.



Долгое время нам в Краснодаре обещали обеспечить весь общественный транспорт и остановки интернетом. Пока это так и остаётся обещаниями. Но весь новый подвижной состав общественного транспорта сегодня оснащается бесплатным Wi-Fi. А в столице и вовсе пассажиры могут оставаться онлайн даже во время пересадок с одного вида транспорта на другой, и на остановках в ожидании транспорта тоже. Даже в тоннелях, глубоко под землёй, в метро, люди сегодня находятся онлайн. Цифровизация транспорта проникла даже в недра земли. Недалёк тот день, когда и поезда в метро станут беспилотными и будут управляться цифровыми интеллектуальными системами. Сегодня в России пока работает только один такой беспилотный поезд - в аэропорту Шереметьево.

Карта «Тройка»



Фото: Яндекс

Хороший пример цифровизации транспорта- это карта «Тройка». Жаль, что сегодня это работает только в Москве. Ведь «Тройка» позволяет оплатить проезд в любом виде транспорта, включая метро и МЦК, МЦД, а также пригородный транспорт и экспрессы в аэропорты. Кроме того, картой можно оплатить аренду велосипеда, поход в музей или на каток и многое другое. Это очень здорово, и очень удобно. Региональным городам есть к чему стремиться. Я думаю, пройдёт совсем немного времени и похожие карты появятся и в регионах. Но будет лучше, если такая карта будет не у каждого региона своя, а единая, для всей страны.

Цифровизация транспорта также привела к тому, что мы получили возможность разнообразия оплаты за проезд. Так, например, можно оплатить проезд транспортной картой. Или обычной банковской картой любого банка. Также можно оплатить проезд любым телефоном, часами, браслетами, кольцами, любыми гаджетами, которые позволяют это делать. Несомненно, это очень удобно и каждый выберет в итоге для себя наиболее удобный именно ему способ оплаты.

Цифровизации транспорта способствовало общее проникновение цифры в нашу жизнь. Наши улицы, дворы, дома, подъезды, наши дороги - всё это уже давно находится под пристальным наблюдением. Общественный транспорт одним из последних подвергся этому явлению. Но и личный транспорт тоже не отстаёт. Навигаторы проникли во все транспортные средства. Мы уже даже не представляем себе нашу жизнь без них. Это удобно, комфортно и безопасно. А в некоторых ситуациях помогает решать возникающие спорные вопросы, например при ДТП или оформлении страховки и тд. Мы привыкли даже смотреть и слушать в автомобиле цифровое радио и цифровое телевидение и считаем теперь это нормой.

Беспилотный транспорт



Фото: Яндекс

Ещё один аспект цифровизации транспорта - это беспилотный транспорт. Сегодня это явление набирает всё большие обороты. И совсем скоро наши города и наш транспорт изменятся до неузнаваемости. На днях состоялась встреча президента Владимира Путина с бизнесменами. На ней присутствовал, в том числе и Аркадий Волож, руководитель Яндекса. Так вот, он рассказал о том, что компания стремится развивать беспилотный транспорт и делает для этого очень много. Также он посетовал, что в России пока Яндекс сталкивается с препятствиями разного характера и развитие идёт не так быстро, как хотелось бы. По сути, сегодня только на территории Иннополиса идут эксперименты и апробации. Но это достаточно небольшая территория, если не сказать, очень маленькая. Яндекс давно готов к испытаниям на обычных дорогах, но пока этому препятствует законодательство, нормативные акты и тд. Несмотря на это, компания нашла выход, и тестирует сегодня новые технологии в Детройте. А недавно также договорились с Казахстаном.



Фото: КАМАЗ

Ещё я знаю, что КАМАЗ тоже продвигает новые цифровые технологии для того, чтобы создать беспилотный транспорт. Так, компания уже несколько лет работает над созданием беспилотного грузовика и беспилотных автобусов. И не безуспешно. Первые образцы уже вовсю проходят испытания на полигонах завода.

Необходимо отметить, что беспилотный транспорт уже в ближайшем будущем полностью изменит привычную жизнь людей. Например, больше не нужно будет думать и беспокоиться о парковочных местах. Место для парковки своего автомобиля можно будет выбрать вдали от дома или работы, а когда автомобиль понадобится, он сам приедет в указанное место. Это снизит затраты владельцев и загрузку парковок. Вместо парковок в центре города можно будет создавать и благоустраивать новые зелёные скверы и парки. Также один автомобиль смогут использовать много людей, и это снизит время его простоя. Кроме того, цифровой транспорт сможет выполнять поручения владельцев. Машины могут перевозить небольшие грузы по заданию, или доставлять детей в школу и обратно, или забирать продукты из супермаркета. К этому и приведёт глобальная цифровизация транспорта.

Платные дороги и электромобили



Фото: НАМИ

Платные дороги также можно отнести к цифровизации в сфере транспорта. Сегодня платных участков дорог становится всё больше, и ездить по ним очень комфортно. Там выше скорость движения, лучше инфраструктура и, конечно, само собой, лучше дорожное покрытие. Новые цифровые технологии позволяют сегодня даже въезжать на такие участки без прекращения движения, не стоя в очередях перед шлагбаумами. Специальное устройство, которое находится в автомобиле и на въездах/выездах с платных участков дорог, передаёт сигнал, вследствие чего списывается оплата с вашей банковской карты, как только вы въезжаете на платную дорогу. Это тоже очень и очень удобно. То есть и наши дороги уже тоже стали оцифровывать.

Не знаю, можно ли отнести к цифровизации транспорта электромобили. Но зарядок для таких машин в наших городах становится больше и больше с каждым годом. Скорее, это можно отнести к новым зелёным технологиям. Но всё же. Это является глобальным мировым трендом, если говорить о перспективах развития городского и личного транспорта, наряду с экологичностью. Всё больше производителей автобусов и троллейбусов выбирают именно эти технологии, и производят электробусы. Они экологичны и экономичны, потребляют мало энергии. А также позволяют внедрять интернет вещей, обеспечивая постоянную связь транспорта с центрами безопасности движения, позволяя передавать ситуацию на дорогах. По прогнозам экспертов, к 2030 году количество электромобилей в мире увеличится в 42 раза. Существенно увеличится также и количество электрического городского пассажирского транспорта.

Такси и каршеринги, велосипеды и самокаты, а также РЖД

Ещё один тренд цифровизации транспорта - это такси. Цифровизация в сфере такси привела к тому, что у нас появились красивые и удобные приложения прямо в кармане. Мы уже привыкли, что можем в любой момент, когда нам нужно, вызвать машину простым нажатием кнопки в телефоне. Для этого не нужно даже никуда идти. Машина приедет туда, куда вам нужно. Более того, в конце поездки вы сможете оценить водителя, а компания будет понимать, стоит ли и дальше доверять машину и работу этому водителю. А вспомните, как это делали ещё совсем недавно. Разновидностью здесь также является каршеринг. Сегодня можно просто взять машину в аренду, напрокат, и тоже оплатить всё это своими карманными гаджетами через удобные красивые и современные мобильные приложения.

В завершении хотел бы упомянуть ещё о таком транспорте, как велосипеды и самокаты. Да, цифровизация затронула и эти виды. Теперь не обязательно покупать велосипед. Во многих городах, включая Краснодар и Сочи, можно взять их напрокат практически на каждом углу. Это тоже очень удобно. Все они оснащены датчиками, которые фиксируют их местоположение. Оплата такого удовольствия тоже очень удобная через мобильные приложения.

Не могу не отметить также и удобную цифровизацию железнодорожного транспорта. РЖД тоже старается идти в ногу с цифровым временем. Компания разработала удобное и современное мобильное приложение, в котором можно прямо дома, лёжа на диване, прямо в своём телефоне купить билет на любой поезд. Больше не надо стоять в очередях в кассах вокзала, специально ехать на вокзал для того, чтобы просто купить билет, хотя до поездки ещё целый месяц. Кроме того, больше не стоит опасаться, что вам продадут билет у туалета или на неудобные места, а ещё хуже, в разные вагоны. Можно совершенно спокойно выбрать место, вагон, дополнительные услуги, если они вам необходимы, питание и тд. То есть наши поезда тоже стали цифровыми.

Еще совсем недавно нам казалось, что всё это - наше будущее. И такси в кармане, и электробусы, и платные дороги и, тем более, беспилотный транспорт. Причем, слишком отдалённое будущее. Но сегодня мы понимаем, что всё это уже вокруг нас.

трамвай, платные дороги, автобус, электробус, самокат, троллейбус, цифровизация транспорта, транспорт, городской транспорт, поезд, новые технологии, матрешка, цифра, дороги, приложение, Кубань, дорога, Краснодар, велосипед, такси, тройка, цифровизация, Россия, ржд, карта тройка, мобильное приложение, беспилотный транспорт, электромобиль

Previous post Next post
Up