Замечательная заметка о проблемах "Святой земли". Нужно только отметить, что мы не разделяем антимарксистской риторики автора и считаем, что подлинный марксизм ведет как раз именно к такой интернационалистской позиции, которую отстаивает сам товарищ анархист.
Оригинал взят у
vivalafora в
К вопросу о сионизме и не только ;) Антисемитам под прикрытием "антисионизма" посвящается ;))
Борьба с сионизмом в России не более актуальна, чем борьба в ней же с итальянским национализмом. Тем не менее, есть до кучи "левых" и "революционеров", которые превратили сионоборчество в свой конек. Возникает вопрос: почему? Ответ, по-моему, однозначен: как господа антисемиты ни маскируются, их черносотенное мурло все равно вылезет наружу.
В этой связи публикую одно старое письмо в газету, в котором изложено анационально-анархистское понимание ближневосточного вопроса.
Честно признаюсь, что не считаю дебаты о сионизме и Ближнем Востоке самой актуальной вещью на сегодняшний день. Если бы я был израильтянином, то, наверное, национализм «своего» государства волновал бы меня больше и заставлял тратить время на полемику с ним. Но Израиль далеко, а у меня и тех, кто меня окружает, достаточно «здешних» проблем.
И все-таки я решил вмешаться в спор на эту тему, просто так, истины ради, а также потому, что это хороший повод высказать и проиллюстрировать анархистский взгляд на так называемый национальный вопрос. Это как раз один из тех вопросов, по которому в современном анархизме напутано «выше крыши». Уж слишком много, на мой вкус, развелось у нас любителей разного рода «национально-освободительных» движений. Еще одно печальное влияние марксизма!
Но вернемся к сионизму и израильско-палестинской проблеме. То, что сионизм - разновидность национализма, вероятно, никто не будет оспаривать. Если кто-то в этом месте скажет, что национализм - это хорошо, может дальше не читать: с такими людьми мне просто больше не о чем разговаривать. Идея существования неких обособленных «наций» с их общими интересами, «судьбой», культурой и т.д. - бред сумасшедших садо-мазохистов, которым можно порекомендовать обратиться в соответствующее медицинское учреждение. Равно как и всем параноикам - приверженцам теории «всемирного еврейского заговора». Продолжать разговор сейчас имеет смысл с теми, кто это понимает.
Некоторым кажется, что сама постановка вопроса о сионистском фашизме кощунственна. Но ведь сионизм - это один из видов еврейского национализма. Евреи - такой же народ, как и все остальные. А значит, увы, столь же подвержены национализму, как и все другие народы. Крайней же формой национализма, как известно, является фашизм. Вот почему еврейский фашизм, к сожалению, столь же возможен, как немецкий, русский, американский, украинский или любой другой. Поэтому было бы ошибкой как говорить, что любой сионизм обязательно является фашистским (ведь не любой национализм - это обязательно фашизм, но лишь наиболее крайний, циничный и «последовательный»), так и утверждать, что не может быть сионистского фашизма. Разница между умеренным и фашистским сионистом столь же велика, как, скажем, между западным политиком - государственником и настоящим нацистом.
А теперь давайте попробуем расставить точки над «и» в израильско-палестинском конфликте, равно как и в недавней войне между Израилем и ливанской «Хезболлой». С интернационалистской точки зрения, в национальных конфликтах не может быть «правых» и «виноватых», прежде всего, потому, что интернационалист не может и не должен принимать саму логику «коллективной» ответственности. «Они» все виноваты или «они» все правы - это именно логика национализма, та самая, которая при своем последовательном развитии ведет к Освенциму. Ни один народ не может «как народ» угнетать другие народы. Угнетает всегда власть (политическая, экономическая, идеологическая и т.д.). Логике «народ против народа» мы должны противопоставить другую - угнетенные всех народов против угнетателей, эксплуатируемые против эксплуататоров. Наша родина - весь мир, наш закон - свобода, как пелось в одной старой анархистской песне.
Ленин и прочие государственники могли сколько угодно проводить различия между плохим национализмом «угнетающей нации» и «хорошим и прогрессивным» национализмом «угнетенной нации». Для меня не существует «хороших» и «прогрессивных» национализмов, любой национализм - это злейший враг освобождения человека и свободного развития человеческой личности, на которую он накладывает цепи «коллективной ответственности». Применительно к Ближнему Востоку, это означает, что и израильский национализм (сионизм), и арабо-палестинский национализм, и исламский фундаментализм Хамас и Хезбалла, - все они являются реакционными и варварскими по определению. Я не могу поддерживать ни тот, ни другой, ни третий; ни израильское государство, ни планируемое и вероятное палестинское, ни ливанское, ни исламский халифат. Односторонняя позиция в этом конфликте недопустима для настоящего интернационалиста.
Критики израильской политики говорят, что израильское государство практикует апартеид и государственный терроризм. Это правда. Но где вы видели государство, которое проводит «хорошую» политику? Любое государство - это государство, это власть человека над человеком, и этим все сказано. Но палестинское национальное движение тоже стремится к своему собственному государству, и оно будет не лучше, чем все другие государства, включая израильское. Стоит ли поддерживать арабо-палестинское «национальное освобождение», столь же государственническое и нетерпимое к инакомыслящим, как сионизм и все другие националистические движения?
Израильские евреи имеют право на «свое» государство, говорят одни. Палестинские арабы - тоже, перебивают оппоненты. Мне до этой логики никакого дела нет. Я не считаю, что факт наличия «собственного» государства делает тот или иной народ счастливым и свободным (в последнем случае, скорее наоборот). Совершенно все равно, на каком языке говорит тот, кто тебя эксплуатирует и угнетает: даже если на том же, что и ты сам, тебе от этого вряд ли станет легче! Господин - все равно господин.
Бесспорно, израильские государственные репрессии против палестинского и ливанского гражданского населения ужасны и их следует критиковать. Но столь же заслуживают критики массированные террористические акции палестинских националистов и ракетные удары Хезболла против израильского гражданского населения.
Человеческая жизнь - это всегда человеческая жизнь. И мне кажется паскудным делом жонглировать цифрами жертв: кто убил больше, тот хуже, а кто меньше - тот лучше и «гуманнее». Нет «хороших», «плохих» или «лучших» смертей. Мертвые - это всегда мертвые.
Поклонники «национального освобождения» утверждают, что действия палестинских националистов-самоубийц - результат отчаяния и безнадежности, то есть, в конечном счете, в них виноваты-де сами израильтяне. Но подобные заявления попросту аморальны; от них пахнет тем же фашизмом. Никакая безнадежность не может оправдывать массовые убийства простых людей националистическими террористами - действия столь же антигуманные и антипролетарские, сколь и репрессивная политика государственного террора, порождающая упомянутое отчаяние. Нельзя поддерживать профашистские и националистические акты, исходящие из идеи «коллективной ответственности» целых народов за преступления «их» руководителей!
Конечно, собратья Шарона фашизоиды. Но палестинские националисты и исламские фундаменталисты - тоже фашизоиды (не случайно, Хамас распространяет утверждения о «всемирном еврейском заговоре», а Хезбалла использует нацистское приветствие). Первый приказывал расправляться с палестинскими арабскими жителями, поскольку они - «сородичи» террористов. Вторые убивают евреев «как евреев», включая тех израильских евреев, которые выступают против националистической политики «своего» государства. Убивают, не делая никаких различий. Причем чаще убивают простых людей, чем солдат. Да и в самом палестинском обществе вооруженные националистические группировки, не колеблясь, расправляются со своими противниками. В палестинском лагере также все должно быть подчинено задачам «национальной борьбы» под руководством вождей: независимые социальные действия населения давно задохнулись, стачки палестинских трудящихся против «своих» арабских хозяев отсутствуют. Остаются лишь акты террора - причем с обеих сторон.
Более того. Иногда кажется даже, что националисты с обеих сторон прекрасно понимают друг друга и умело взаимодействуют, даже убивая рабов друг друга. Известно, что израильское государство в свое время молчаливо поддержало «Хамас», чтобы ослабить более «умеренного» Арафата. Захватив влияние в палестинском обществе, исламисты и фундаменталисты раскрутили новый вираж эскалации национализма и террора, на что последовал ответ со стороны израильского государственного терроризма и т.д. Новые покушения, новые вооружения и, конечно же, новые прибыли! А Арафат, напомню, не случайно был одним из самых богатых людей в Палестине.
Не последним аргументом в полемике вокруг Израиля и Палестины стал вопрос о беженцах. Известно, что Израиль изгнал 750 тысяч палестинских арабов, и это действительно ужасно: ведь речь идет не об абстракции, а о живых, реальных людях, потерявших крышу над головой. Но такие действия типичны для любых государств. После Второй мировой войны победители изгнали из Восточной Европы миллионы немцев, поскольку среди них были фашисты. За «часть» ответили «все» - снова «коллективная вина»! И нет ни малейших сомнений, что если бы в войне 1948 г. победила арабская сторона, то изгнали бы 600 тысяч евреев. А «евреи» не «лучше» и не «хуже» «арабов»! О массовых убийствах палестинских жителей много говорят в «левой» среде. Но есть не меньше примеров таких же боен евреев, совершенных арабскими националистами. Достаточно вспомнить учиненную ими вскоре после Второй мировой войны расправу над еврейскими рабочими крупнейшего нефтеочистительного завода в палестинском городе Хайфе, не говоря уже о массовых погромах 1920-х и 1930-х годов.
Споры о том, «чья» она, земля Израиля и Палестины, я считаю совершенно бессмысленными. Земля ничья, она принадлежит всем, говорили когда-то русские крестьяне-общинники. На ней всем хватит места, если только люди научатся жить в гармонии друг с другом и мирно обрабатывать ее. И сама история палестинского конфликта убедительнее всего доказывает полный тупик националистического решения. Еврейские эмигранты, которые селились в Палестине (многие из них стремились при этом жить в коммунах), строили свои поселения на землях купленных у арабских феодалов-землевладельцев. Арабские крестьяне лишались своих участков земли, но «их» феодалы отвлекали их гнев с классовых проблем (а как еще назвать проблему, когда феодал продает землю «своего» крестьянина?) на вопрос о еврейской иммиграции. Со своей стороны, еврейские трудящиеся-иммигранты в большинстве своем ничего не сделали для того, чтобы установить интернационалистские контакты с трудящимися-арабами, поскольку находились под влиянием «своих» националистических социал-демократических руководителей. Итак, два национализма - вместо классовой борьбы. Выбирать же между двумя национализмами - все равно, что выбирать между чумой и холерой. Обе убивают.
Подведу итог. Единственное решение израильско-палестинских проблем - это антинационалистическая борьба за социальное, человеческое и личностное освобождение. Другого попросту нет. Невозможно отделить национализм от существования государства и капитализма. В наших силах только одно: призывать израильских и палестинских трудящихся мужчин и женщин раз и навсегда подняться против «их» коррумпированных, преступных и террористических правительств, выступить за сотрудничество и взаимопомощь, а не войну, и в один прекрасный день покончить с этим адом и безумием. Довольно бреда о «праве наций на самоопределение»! Наша «нация» - человечество, наша родина - Мать-Земля.
В.Граевский