(Эклампсия, часть 3, хотя часть 2 я еще не выкладывала. Буду нумеровать части в хронологическом порядке, а выкладывать в порядке более полного понимания болезни. Это не последняя и даже не предпоследняя часть)
В 2006 году перуанские археологи обнаружили нетронутое захоронение индейцев племени Моче, жившего в 100-800 гг. н.э. Надо сказать, что к тому моменту исследовательская работа проводилась в археологическом комплексе Эль-Брухо (El Brujo, что переводится как «колдун» или «волшебник») уже 15 лет, и лишь в 2004 г. на Волшебном Холме было обнаружено очень необычное захоронение, которое красотой может состязаться с убранством почти любого собора эпохи Возрождения.
Гробница состояла из пяти захоронений, и в ней покоилось не менее семи человек. Интересны не только атрибуты, украшения и роспись стен гробницы, а факт, что все это захоронение было собрано вокруг женщины. Госпожа или Леди Као (Lady of Cao) - имя, которое ей дали в честь места, где была обнаружена мумия - умерла приблизительно в 450 год н.э., ее саван был богато обрамлен золотом, а оружие и украшения в могиле свидетельствовали о высоком статусе умершей. В одной гробнице, но не под одним саваном, находились останки юноши, вероятно, слуги, которого…задушили во время обряда жертвоприношения. Госпоже было чуть больше 20 лет на момент смерти.
Руки и ноги мумии были покрыты многочисленными татуировками, в том числе изображениями пауков и змей - эти живые существа представляли из себя пантеон божественных существ Моче и их присутствие еще больше связывало ее с миром сверхъестественного, ведь божественное буквально жило в ней. Так как большинство погребений племени Моче не сохранились, мы никогда не узнаем, были ли татуировки особенностью элиты, хотя настенная роспись и керамические кувшины с людьми предполагают, что они были далеко не у всех.
Удивительная находка гробницы привилегированной женщины, безусловно, заставила археологов пересмотреть мужскую модель политической структуры индейцев, и если бы не одно "но", они в конечном итоге пришли бы к мнению, что Госпожа является женщиной- исключением, такой же как, например, Клеопатра. Но последующие находки еще восьми "Королев Моче" ясно показали, что этим племенем всегда или почти всегда управляли женщины. Матриархат и жрицы-королевы, а не «жены или наложницы», до сих пор считаются одной из величайших тайн нашего прошлого. В одной из гробниц этого погребения, явно иерархией ниже по месту захоронения, сложности погребальных принадлежностей и убранству могилы, находился жрец - мужчина, который умер в возрасте 25 - 30 лет. Изучение его зубов позволило сделать вывод о том, что проводимые им обряды имели психоделический характер- зубы были сильно стерты жеванием листьев коки и других трав с явным галлюциногенным эффектом, а эмаль до сих пор содержит их остаточные концентрации.
Собственно, обнаружение тела Леди Као повлекло за собой детальное изучение особенностей культуры того времени, политического устройства и искусства золотых украшений. Да, на Госпоже тоже был головной убор, но он сильно отличался от шапки Венеры Виллендорфской. Массивный чепец из золота с изображением солнца больше напоминает корону или венец и скорее был принадлежностью истинной королевы, чем каким-то вспомогательным медицинским инструментом.
Причина смерти Госпожи не могла быть уточнена изучением ДНК, но было установлено, что она только что родила, а посему ученые ограничились только реконструкцией ее внешнего вида.
Однако испанский судебный медик Джорди Эстебан Фарре, который проводил палеопатологическое исследование тела, обратил внимание на странное положение ее пальцев и запястий, а также на изгиб ее стоп. Запястье было патологически разогнуто, а стопы были выгнуты, как будто она стояла на пуантах. Такую деформацию нельзя было имитировать после смерти, а значит, она была - естественной.
«Она так и умерла, и для меня поза имеет решающее значение. Структура руки и ткани кисти не позволяют находиться в таком неудобном положении, если это не было вызвано, например, эпилептическим припадком».
То, что леди Као еще недавно была беременна, не вызывает сомнений. Вероятно, роды произошли в третьем триместре, судя по обнаруженным выраженным и ярким растяжкам на хорошо сохранившейся коже живота. Неясно, успешно ли она родила или осложнения вызвали мертворождение. Но ребенка в гробнице точно не было, возможно, жертвоприношение юноши-слуги должно было "выкупить" недоношенного ребенка из мира мертвых.
Эстебан Фарре предполагает, что она умерла примерно через 48 часов после родов, поскольку кости таза еще открыты, как после недавних родов, но матка уже сократилась.
https://www.youtube.com/watch?v=xcLrpf8ImLI&fbclid=IwAR0w_BI6BD13dY2bZyWORqBilE8hdpPFVj6UmScArbq25pXXupJMq2FTzZUПродолжение следует.