В конце 70ых годов XX века американский онколог Петракис (Nicholas L. Petrakis), интересующийся историей Древнего Рима, решил совместить приятное с полезным и отдохнуть в Европе. И вот, неспешно погружаясь в историю и искусство Рима, он обратил внимание на необычную складку мочки уха у бюста императора Адриана в национальном музее. Надо сказать, что в то время открытие пульмонолога Фрэнка (Sanders T. Frank, 1973г.) некоего симптома- глубокой борозды по диагонали мочки уха, как с одной, так и с двух сторон, который, возможно, связан с высоким риском ишемической болезни сердца, было у всех на слуху. Появление симптома или знака Френка привело к всплеску обращений к врачам общей практики и широко обсуждалось во всех СМИ. Так вот, доктор Петраркис не остановился на одном наблюдении. Можно сказать, что оно послужило поводом для неких дальнейших исследований. Он посетил Милан, Флоренцию, затем музей Прадо и даже Афины - во всех этих городах также были бюсты императора. И обнаружив знак Френка у всех дошедших до нас изображений Адриана, сел за изучение литературных свидетельств его жизни и в 1980 г. опубликовал фундаментальный труд: «Диагональные складки мочки уха, темперамент типа А и смерть императора Адриана». Фактически, император Адриан стал первым задокументированным свидетельством этого знака, а жил он почти 2000 лет назад (76-138 гг.). Все эти бюсты были созданы к моменту его вступления во власть в 117 году н.э., на тот момент ему был 41 год.
Адриан был вторым по значимости римским императором после Августа и вторым из четырех императоров, сформировавших золотой век Римской империи во II веке н.э. Одно из его главных достижений состояло в установлении границ Римской империи, кроме этого у него была страсть к строительству и архитектуре. История Августов так описывает его: «Он был высокого роста, отличался внешним изяществом, завивал с помощью гребня свои волосы, отпустил бороду, чтобы скрыть природные недостатки лица, имел крепкое телосложение. Он очень много ездил верхом и ходил пешком, всегда проделывал упражнения с оружием и копьем. На охоте он очень часто собственноручно убивал львов. На охоте же он сломал себе ключицу и ребро»
Известно, что он был женат, но это был дипломатический брак, и собственных детей у него не было. Любовью Адриана был юноша Антиной, который 2 года спустя утонул в Ниле. Обстоятельства трагедии были загадочны, но горе Адриана было настолько безутешно, что он приказал жрецам сделать Антиноя богом. До нас дошли более 5 тысяч статуй чувственного юноши, ставшего последним богом античного мира.
Классические труды предполагают, что римский император Адриан умер от застойной сердечной недостаточности в результате гипертонии и, вероятно, ишемической болезни сердца.
О болезни Адриана можно сделать вывод из двух источников: прежде всего это автобиография Адриана, которая, увы, не сохранилась, и летопись Дио Кассия, написанная спустя 80 лет после смерти императора на основании этой автобиографии. Но есть и еще один источник, созданный почти 300 лет спустя, так называемая «История Августов». В ней можно найти дополнительную информацию о болезни императора, которую Дио Кассий исключил из своего жизнеописания.
По словам Дио Кассия, император Адриан заболел в 136 году в возрасте 60 лет, когда у него появились сильные головные боли и изматывающие носовые кровотечения. Известно, что ему было настолько плохо, что в минуты отчаянья он «часто молился, чтобы он смог истечь кровью до смерти и часто хотел убить себя» («Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти» (Булгаков). В 138 году у него уже был выраженный отечный синдром (водянка), который врачи того времени связывали с избыточной потерей крови, его состояние довольно медленно, но прогрессивно ухудшалось. В конце концов он отказался от своего лечебного режима и внезапно умер во время пира с обильным возлиянием.
История рецидивирующих носовых кровотечений и анасарки предполагает возможность гипертонии, которая прогрессировала до застойной сердечной недостаточности. До нас не дошли данные о наличии одышки, кашля или стенокардии, возможно, анемия от носовых кровотечений могла ускорить финал.
Доктор Петракис рассмотрел и альтернативные причины рецидивирующего носового кровотечения, например, болезнь Рандю-Ослера-Вебера -наследственное заболевание, в основе которого лежит неполноценность сосудистого эндотелия, в результате чего на разных участках кожи и слизистых образуются множественные ангиомы и телеангиэктазии (аномалии сосудов), которые кровоточат. Для того, чтоб исключить эту болезнь доктор изучил имеющуюся информацию о родственниках императора и пришел к выводу, что отсутствие любых упоминаний или каких-либо записей об этом в семье Адриана делает этот диагноз маловероятным.
Конечно, за водянкой могли стоять и первичные болезни почек. В 1911 г. Kanngiesser, изучавший причину смерти Александра Македонского и других известных личностей того времени, в своих записях так и оставил: смерть императора Адриана наступила в результате хронического нефрита. Но надо понимать, что особой разницы в заключениях 1911г. и во времена жизни императора еще не могло быть, диагноз нефрит ставился всем, кто имел признаки водянки (кстати, нефрологам рекомендую побродить по страничке Википедии с Брайтовой болезнью, где длинный список знаменитостей XIX века с описанием симптомов всех, кому она была поставлена).
Однако Петракис опровергает и это. Он нашел все записи о физиологических отправлениях императора и пришел к выводу, что мочился император исправно и никаких указаний на изменение цвета мочи в его жизнеописании не было, а посему нефрит представляется маловероятным, хотя и возможным.
Доктор Петракис рассмотрел множество других диагнозов: болезни клапанов, цирроз или даже цинга. Но превосходная физическая форма Адриана делает большинство из этих причин маловероятными.
Повышение артериального давления в отсутствие возможностей для ее коррекции является наиболее частой причиной застойной сердечной недостаточности среди пациентов среднего и пожилого возраста. Известно, что большинство гипертоников без лечения со временем развивают гипертрофию левого желудочка, а далее застойную сердечную недостаточность/ ишемическую болезнь сердца или их комбинацию.
В качестве доказательств своей гипотезы доктор как раз и взял знак Френка. А также обратил внимание на описание типа темперамента. В начале 80ых появилась крылатая фраза «Гипертония «любит» людей с характером», для них даже придумали некое название-тип А. Считалось, что именно гипертоники "конкурентоспособны, ориентированы на достижения, участвуют в нескольких мероприятиях одновременно, азартны, нетерпеливы, с быстрым темпом работы, могут быть враждебными и даже агрессивными». Именно поэтому модификация образа жизни до сих пор считается основным подходом немедикаментозной коррекции.
Дио Кассиус отмечал, что «Адриан завидовал всем, кто преуспел в каком-либо отношении, поскольку хотел превзойти всех и во всем. Он ненавидел тех, кто достиг большего в любом направлении. И, хотя он был очень ловким в прозе, стихах и совершено во всех видах искусства, но он привык подчинять даже своих учителей, высмеивать и унижать их». Темперамент императора действительно можно охарактеризовать как тип А, что оказывает дополнительное подкрепление выводам Петракиса.
Интересно, что Адриан, открывший галерею людей с симптомом Френка, быстро собрал «соратников по болезни». Им стал и Демосфен (384-322 до н.э.), статуя которого в Лувре также демонстрирует этот знак (однако его убийство не дает возможности оценить силу утверждения о риске сердечных проблем). Недавно французские ученые Charlier и Deo определили двусторонние складки мочки уха на посмертной маске знаменитого французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880), а итальянские ученые Galassi и Borghi нашли знак Френка на картинах Андреа Мантеньи (1431-1506) - портрете Кардинала Людовико Тревизана (позднее переименованного в Людовико Скарампи Меццарота, 1459-1460) и портрете незнакомца в профиль (ок. 1460), который выставлен в миланской коллекции «Poldi Pezzo». Если про незнакомца данных найти невозможно, что касается кардинала Тревизана, то из исторического архива можно получить дополнительную информацию: смерть, которая произошла через пять-шесть лет после написания портрета, наступила от быстро прогрессирующей водянки. Подтверждение такого ретроспективного диагноза можно найти в письме гуманиста Якопо Амманнати (1422-1472), который сообщает, что папа Павел II нашел Тревизана сидящего на стуле с выраженной одышкой, с больными сильно увеличенными ногами, неспособным даже двигаться.
Получается, что симптом о возможной связи с болезнью сердца был впервые описан только в 1973 году, однако наличие этого признака позволяет пролить свет на болезни людей, живших даже 2000 лет назад.
• Petrakis NL. Diagonal earlobe creases, type A behavior and the death of Emperor Hadrian. West J Med. 1980 Jan;132(1):87-91
• P. Charlier, S. Deo, Modern diagnosis of Flaubert's death mask, Lancet Neurol. 16 (1) (2017) 31
• Galassi FM, Borghi C, Ballestriero R et al Palaeopathology of the earlobe crease (Frank's sign): New insights from Renaissance art.Int J Cardiol. 2017 Jun 1;236:82-84. doi: 10.1016/j.ijcard.2017.02.128.
• E. Lucenforte, M. Romoli, G. Zagli, G.F. Gensini, A. Mugelli, A. Vannacci, Ear lobe crease as a marker of coronary artery disease: a meta-analysis, Int. J. Cardiol. 175 (1) (2014) 171-175