"Женщина в обмороке" Якоба Охтервелта, 1677. Галерея Джорджо Франкетти, Венеция
В Венеции на Гранд канале всего в нескольких минутах ходьбы от моста Риальто есть великолепный памятник венецианской архитектуры Ка-д’Оро или палаццо Санта-София (итал. Ca' d'Oro). Второе название дворца - «Золотой дом», говорят, что первоначально отделка дворца состояла из сусального золота. Этому готическому зданию больше пятисот лет, его постройка датируется интервалом между 1425 и 1440 годами. Заказчиком дворца был патриций Марино Контарини (для строительства этого дворца снесли другой палаццо в византийском стиле palazzo Zeno, сохранились лишь его фрагменты на фасаде).
У дворца полная превратностей судьба. Дворец менял хозяев и антураж, неоднократно перестраивался, делился на маленькие квартиры, превращался в доходный дом и сильно менял облик. Из-за самодурства и небольшого ума известной балерины Тальони и ее любовника Трубецкого палаццо был разорен и почти разрушен, и лишь в конце XIX века барон Джорджо Франкетти выкупил дворец и произвёл реконструкцию здания по сохранившимся чертежам и картинам, воссоздав исторический облик. Он же начал собирать там свою коллекцию произведений искусства и завещал дворец государству. И вот уже без малого сто лет в здании располагается художественная галерея Франкетти.
Интересна и судьба самого барона Джорджо Франкетти (1865, Турин - 1922, Венеция): третий сын барона Раймондо и Сары Ротшильд, происходящей из еврейской семьи банкиров, Джороджо Франкетти обучался в Туринской военной академии, после чего переехал сначала в Дрезден, а затем в Мюнхен, где он женился на молодой немецкой баронессе.
Отец требовал, чтобы самый младший из его трех детей посвятил себя заботе о семье, особенно после того, как старший, Альберто, занялся музыкой, а средний, Эдуардо, дипломатической карьерой. Джорджо, однако, был далек от идеалов отца. Известно, что он был очень дружен со своей матерью, которая выросла в Вене в образованной семье, славившейся своей любовью к музыке, предметам искусства и литературе, и именно материнское влияние сделало Джорджо коллекционером произведений искусства, а также пианистом и музыкальным критиком. Разногласия с его отцом держали его вдали от дома, а также лишили его средств к существованию: отец не давал денег на его жизнь, у Джорджо осталась лишь часть наследства деда, которую он должен был очень экономно расходовать. Однако его интерес к коллекции предметов искусства был очевиден, еще в Мюнхене за довольно скромные деньги он купил искусный турецкий ковер и ценный фламандский гобелен шестнадцатого века. Очевиден был и интерес к музыке: в Мюнхене он написал концерт для фортепиано с оркестром, а в 1890 году он решил переехать во Флоренцию, чтобы брать уроки музыки у Буонамичи. Во флорентийской среде помимо музыки он сосредоточился на изучении тосканского искусства эпохи Возрождения и начал собирать предметы искусства более систематически. Вместе со своей женой он начал искать картины художников тосканского ренессанса. При том, что у Джорджо не было больших финансовых ресурсов, и его покупки часто являлись следствием возможностей, а не желаний, которыми на ходу пользовались мелкие торговцы антиквариатом, искусствоведы отмечают его тонкий вкус, инстинктивное умение определять ценность вещи и чутье коллекционера. После рождения первого сына в 1891 году отношения с отцом улучшились, и Джорджо решил вернуться в семейный дом, интерьеры которого были для него глубоко чужды. И тогда, в 1894 году, узнав, что здание Ка-д’Оро было выставлено на продажу, после многих колебаний из-за плохой сохранности дворца Джорджо все же решил купить его и совершил подвиг, вернув здание в первоначальный облик XV века.
Портрет Джорджо Франкетти, выполненный Францем фон Ленбахом
С этого момента история его жизни и история восстановления Ка-д’Оро становятся неразделимыми, и изучая коллекцию можно понять, что за человек ее собирал. Увы, про саму жизнь барона мало что известно, кроме того, что в последние годы жизни он страдал онкологией. Серьезно больной, он покончил жизнь самоубийством в своей постели выстрелом в голову в 6 часов утра в воскресенье 17 декабря 1922 года. В следующем году прах его был захоронен во дворе.
В коллекции много шедевров, в том числе и Святой Себастьян Мантеньи. А еще есть небольшая картина «Женщина в обмороке» Якоба ван Охтервелта (нидерл. Jacob van Ochtervelt, 1634-1682 гг), голландского художника-жанриста второй половины XVII века, годы творчества которого совпали со временем заката Золотого века голландской живописи, но который был проигнорирован тремя главными библиографами искусства 17 века, несмотря на плодотворное наследие.
На этой картине явный отсыл к известному сюжету всех малых голландцев "Визит врача", даже позы похожи. Сюжет «визит доктора» с разными нюансами был узнаваем у всех художников, кто обращался к этой теме: врач посетил больную, она или сидит в глубоком кресле, или лежит, возле нее домочадцы, врач же держит в одной руках колбу с цветной жидкостью, а другой щупает пульс пациентки. В колбе моча больной, вероятно, свежая. Иногда сцена утрируется до гротеска: врач с ехидным выражением лица вертит сосуд с мочой и, красноречиво ухмыляясь, явно увлеченно слушает предположения служанки о недуге молодой девушки, предполагая нефизическую "причину" болезни, о чем обычно говорит и амур где-нибудь поблизости, уже навостривший стрелы. Любовная подоплека всего происходящего подразумевается во всех картинах с таким названием.
Но здесь визит сатирического доктора, который изображался обычно излишне карикатурно, превращен в возвышенную сцену, отмеченную сдержанной драмой. Женщина то ли в предобморочном состоянии, то ли только пришла в себя после обморока. Она бледна, по-видимому, ей только что провели процедуру кровопускания- маленькая чаша с кровью стоит справа около стола. Корсет явно ослаблен, что позволяет ей дышать более свободно. Несмотря на то, что привлекательная молодая пациентка готова потерять сознание, она подчиняется правилам приличия и откидывается в изящной позе.
Обморок Эглона Хендрика ван дер Нира
Тот факт, что Охтервелт переосмыслил известный сюжет, свидетельствует о его стремлении добиться такой же популярности, как самый известный прототип «визита врача» Франца ван Мириса Старшего (Frans van Mieris the Elder, 1635-1681). Надо сказать, что он был не одинок в соперничестве с Ван Мирисом, хотя и первым принял вызов. Другой голландец Эглон Ван дер Нир (Eglon Hendrick van der Neer, 1635/6 - 1703) даже позаимствовал находки Охтервелта в своем «Обмороке». Разительные отличия в подходах двух авторов, Ван Мириса и Ван дер Нира, к этой теме вызывали оживленную дискуссию среди знатоков, посещавших резиденцию курфюрста в Дюссельдорфе, где по случайному стечению обстоятельств две работы висели в одном зале.
Ван Миерис, Визит Доктора, Центр Гетти, Лос-Анджелес