Всем известная картина Караваджо, выставленная в Палаццо Питти во Флоренции, изображает мальчика неопределенного возраста, который лежит на своих крыльях со своим луком и стрелами. Крылья и лук позволяют предположить, что мальчик - амур, однако то, как он изображен,заставляет засомневаться в этом, несмотря на столь явную атрибутику- не столько потому, что купидоны обычно изображались привлекательными пухлыми румяными младенцами, пышущими здоровьем, а этот мальчик непривлекателен и спит в какой-то неестественной позе. А еще и тем, что ощущение от работы усиливается черным фоном: купидон, кажется, тонет в темноте, хотя должен приносить свет.
Было ли "зашифровано" какое-то сообщение Караваджо? И в конце концов, чем болен мальчик?
Немного фактов. Эту картину Караваджо написал на Мальте, куда прибыл 14 июля 1607 года и провел там около года. На ней ребенок глубоко спит. Во времена Караваджо сон считался символом целомудрия: скромный спящий купидон.
В 1986 году было выполнено рентгенологическое исследование, обнаружившее, что картина несколько раз переписывалась художником, который менял и положение левой руки, и контур левого крыла, да и фон был не черным: присутствовали различные парные предметы и животные, которые позднее были погружены в черный: до затемнения на картине были представлены символы взаимной любви (например, пара воркующих голубей), так почему художник решил сосредоточиться на обнаженной фигуре маленького бога?
Веками ученые и искусствоведы предлагают различные теории, пытающиеся объяснить это изображение: от аллегории уродства эротической любви без духовной до "автопортретирования" болезненной и темной личности самого Караваджо.
Раз уж анамнез мальчика узнать невозможно, то давайте выполним хотя бы физикальный осмотр.
Кожа мальчика кажется желтушной, румянец носит явно "нездоровый" характер, губы и уши несколько цианотичны. Его голова наклонена над его грудью под углом 45 °( так спать неудобно). Грудная клетка деформирована, втянута, можно заподозрить "рахитические четки". Его живот непропорционально велик, суставы выглядят отечными (Караваджо использовал оттенки красного), а мышцы кажутся гипотрофичными. Еще у мальчика "шишка" на левом запястье.
В 1994г. в журнале Lancet была опубликована статья, а за ней другая,( Espinel CH. Lancet, 1994;24-31,344 :1750-2 и
Person DA. Lancet 1995,1:346: 62) два автора
диагностировали у Амура ревматоидный артрит, причем Person настаивал на болезни Стилла - это ювенильный ревматоидный артрит с системными проявлениями.
Итак, система доказательств Espinel и Person.
Отечность лица мальчика может говорить об артрите височно-нижнечелюстного сустава. Недоразвитая нижняя челюсть- микрогнатия. Левый локоть мальчика кажется увеличенным, его рука наклонена и неестественно отведена, что может говорить о контрактуре. Явно отечные "опухшие" второй, третий и четвертый пястно-фаланговые суставы говорят об артрите. Пальцы правой руки мальчика как будто сужаются к концу(возможно, брахидактилия). Шишка на левом запястье напоминает внешний вид синовиальной кисты. Его колени сильно увеличены, а вынужденное положение головы на колчане указывает на вовлечение шейного отдела позвоночника.
Авторы заявляют, что у мальчика бесспорный ювенильный ревматоидный артрит, хотя и проводят дифференциальный диагноз полиартрита, который может быть и при ревматизме, и при системной красной волчанке, и при серповидноклеточной анемии.
Действительно, при наличии контрактуры, мышечной атрофии и микрогнатии и в отсутствие стигм других заболеваний, необходимо прежде всего подумать про ревматоидный артрит.
Ювенильный ревматоидный артрит может иметь серьезные системные проявления: цианотичный нос и губы купидона,а также
втянутая грудь могут быть признаком сердечной недостаточности, его опухшее лицо и веки-нефротического синдрома, его раздутый живот с вывернутым пупком "намекают" на увеличение печени и селезенки, кстати, про поражение печени еще говорит и желтушность кожи. Нефротический синдром, естественно, связан со вторичным амилоидозом: автор указывает на непропорционально большие гениталии, несовместимые с размером тела: мошонка не редко отекает у таких больных. И, наконец, прогноз: на ухе есть какой-то кожный дефект с ободком, указывающий на язвенное поражение- системный некротизирующий васкулит, признак фатального осложнения ювенильного ревматоидного артрита, признанного таковым в середине 1990ых (далее стратегии в ревматологии немного изменились).
Espinel также предположил, что Караваджо рисовал мертвого ребенка - эта теория объяснят цвет кожи. Действительно, спящий Амур кажется безжизненным. Тем более, прогноз ювенильного ревматоидного артрита во времена Караваджо был пессиместичен.
Но как ни странно, в этих двух статьях никаких предположений о рахите или генетических нарушениях не рассматривалось, в то время как в 1600-х годах рахит был эндемичным заболеванием, и почти все дети страдали им.
Так, в 1995 г.в Lancet было опубликовано письмо-опровержение мексиканских авторов ( Frenk S, et al. Lancet. 1995) с говорящим названием : "Рахит, а не артрит, у спящего ребенка Караваджо", убедительно доказывающее наличие именно рахита у купидона, т.к. все описанные признаки могут быть выявлены и при тяжелом рахите: рахитические четки с воронкообразной деформацией грудной клетки, шишка на кисти, а также деформация левой лодыжки соответствуют проявлениям рахитических метафизов. Форма головы говорит о типичной фронтальной деформации черепа, а большой живот с вывернутым пупком возникает вследствие гипотонии мышц брюшной стенки и также часто встречается при рахите, как и увеличение печени и селезенки. Согнутое правое бедро указывает на изменения осанки (для уменьшения боли).
Завершающее исследование докторов Pozzilli и Cappa было опубликовано в 2017. Эти авторы решили провести опрос среди эндокринологов, практикующих в Италии, и спросили их, смогут ли они определить конкретное заболевание, предоставив заранее составленный список из предположительных диагнозов с их обоснованием: отечность лица и деформация носа у мальчика наводят на мысль про гипопитуитаризм. К симптомам, напоминающим задержку роста вследствие дефекта SHOX (ген низкорослости, содержащий гомеобокс (специфическую последовательность ДНК), можно отнести увеличение левого локтя, угол локтевого отклонения и плеча, и явный отек второго, третьего и четвертого пястно-фаланговых суставов. Между тем, шишка на левом запястье, деформация грудной клетки, большой живот и увеличенные колени могут говорить о запущенном рахите.
В общей сложности было опрошено 86 эндокринологов- 67 взрослых, 19 детских: 21 (24,4%) эндокринолог посчитали, что купидон страдал гипопитуитаризмом, 30 (34,9%) диагностировали рахит, 15 (17,4%)заподозрили SHOX - дефект, 16 (18,6%) не согласились с каким-либо из предложенных диагнозов, а 4 (4,6%) эндокринолога не смогли выявить какого-либо заболевания.
Кстати, педиатры- эндокринологи (которые видят в своей практике исключительно детей и подростков) диагностировали чаще рахит, тогда как большинство взрослых эндокринологов предполагали гипопитуитаризм.
Вместо заключения: «Добиться чистоты взгляда не сложно, это просто невозможно». Наш внутренний «объектив», лепестки диафрагмы которого состоят из профессионального и личного опыта, образования, вкуса, цветочувствительности и других составляющих, может сильно менять наш взгляд на мир и способ, которым мы анализируем реальность.
Список литературы
1.Espinel CH. Caravaggio’s “Il Amore Dormiente” a sleeping cupid with juvenile rheumatoid arthritis. Lancet, 1994;24-31,344 :1750-2
2. Person DA. Systemic juvenile rheumatoid arthritis (Still’s disease). Lancet 1995,1:346: 62
3. Frenk S, Faure-Fontenla MA. Rachitis, not arthritis, in Caravaggio's sleeping child. Lancet. 1995 Mar 25;345(8952):801.
4.Paolo Pozzilli and Marco Cappa (2017) SLEEPING CUPID BY CARAVAGGIO: WHAT DIAGNOSIS?. Endocrine Practice: July 2017, Vol. 23, No. 7, pp. 881-884.