«И отправились <Иаков с Рахилью> из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы <Вифлеема>, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлеем». Бытие 35:16-19
Смерть Рахили, Франческо Фурини (Francesco Furini, 1600-1646)
Вениамин был последним из двенадцати сыновей, рожденных от Иакова и его четырех жен. Племена потомков этих сыновей, согласно Библии, и образовали израильский народ. Рахиль была последней и любимой женой Иакова, родив кроме Вениамина еще и Иосифа.
Библейская Рахиль вряд ли имела анатомически или клинически «узкий таз» с учетом ее акушерского анамнеза (это были ее третьи роды, у Вениамина и Иосифа была еще и родная сестра).
Вероятно, она не могла родить из-за поперечного положения или другой «неудобной» для родов позиции плода. То, что ребенок выжил, говорит об отсутствии более грозных осложнений: не было отслойки плаценты, полного предлежания, обвития пуповины, преэклампсии. Но Рахиль все же умерла. А как же достали из мертвой матери живого ребенка?
С момента ее смерти прошло 4000 лет, и все эти четыре тысячи лет акушерки и врачи пытаются предотвратить смерть матерей и детей во время родов.
Энрике Грау (Enrique Grau, 1920-2004) Первое кесарево сечение, выполненное в 1844 году в Колумбии
Одно из самых первых упоминаний «вырезания ребенка из матки» из-за невозможности естественного рождения содержится в китайских записях: у Лужонга, потомка Желтого Императора (умершего в 2598 г. до н.э.), было шесть сыновей, каждый из которых родился "прорубив тело матери". Таким образом, кесарево сечение является одной из древнейших процедур, увы, фатальных для матери.
Средневековая картина, изображающая доктора, держащего (неуклюже) нож для спасения ребенка из матки мертвой матери. Помощница врача или родственница роженицы держит живого ребенка.
До нас дошли ксилографии и средневековые изображения экстренного кесарева сечения в попытках спасти жизнь матери и ребенка. Средневековые люди были очарованы «древними» кесаревыми сечениями и довольно регулярно проводили такое родоразрешение. Согласно греческой мифологии, Аполлон, отец Асклепия, «вырезал» Асклепия, бога врачевания и медицины, из чрева своей матери Корониды. Эта женщина, забеременев от Аполлона, влюбилась в смертного Исхия. Ворон донёс об этом Аполлону, и тот, сильно разгневанный, послал свою сестру Артемиду умертвить Корониду. Когда тело женщины готовили к сжиганию на костре (при этом сожжении ворон, до того носивший белые перья, навсегда почернел от копоти костра), Аполлон извлек из её чрева младенца Асклепия (это имя и значит «вскрытый») и отдал его на воспитание кентавру Хирону.
Рождение Асклепия - ксилография из издания De Re Medica Алессандро Бенедитти 1549 года
Давно бытует легенда, что Аурелия, мать Цезаря, умерла при родах, но ребенка спасли, он был извлечен посредством разреза, получившего название кесарева сечения. Однако, Плиний Старший предположил, что Юлия Цезаря назвали в честь предка, родившегося таким путем. Мать самого Юлия Цезаря пережила роды, что исключает возможность родов путем кесарева сечения: тогда такая процедура использовалась только для извлечения ребенка из умирающей или уже мертвой матери. Есть и другое объяснение: именно при Цезаре был принят закон, делавший обязательной попытку спасения ребенка в случае смерти роженицы путем рассечения брюшной стенки. До XVII века эта процедура называлась кесаревой операцией, а сам термин «кесарево сечение» ввел в 1598 г. Жак Гилльмо в своей книге об акушерстве.
Рождение Юлия Цезаря - 1506 г. Средневековая гравюра на дереве
Древняя еврейская литература дает все основания полагать, что хирургическое родоразрешение было возможно и без смерти матери, но операция выполнялась крайне редко. Естественно, выживаемость после процедуры была крайне низкой из-за риска кровотечения и инфекции.
Исторически операция всегда выполнялась для спасения ребенка, а не матери.
Гравюра, изображающее кесарево сечение. Jonas Arnold XVI вв.
Первый зарегистрированный случай, когда мать пережила операцию, произошел в 1580-х годах в Швейцарии. Фермер Якоб Нуфер выполнил операцию своей жене после длительного изматывающего второго периода родов. Мать пережила операцию и родила еще пять раз самостоятельно, в том числе двойню.
На ксилографии 1822г. представлена элегантно одетая женщина, демонстрирующая швы от кесарева сечения. Кесарево к тому времени, по-видимому, выполнялось более регулярно - и женщины выживали.
Развитие анатомии в XVI-XVII-х веках, позволившее в деталях проиллюстрировать анатомию женского таза, а также возможность оттачивать хирургические навыки на трупах и развитие анестезии в XIX веке помогли усовершенствовать многие оперативные вмешательства, включая процедуру кесарева сечения.
Согласно одному из первых вполне достоверных свидетельств, успешное проведение кесарева сечения принадлежит женщине. Переодевшись мужчиной, англичанка Маргарет Энн Балкли, далее известная как Джеймс Миранда Стюарт Бэрри (англ. James Miranda Steuart Barry, 1795 -1865) завербовалась в Южную Африку в качестве военного врача. Именно там она и провела операцию кесарева сечения - где-то между 1815 и 1821 гг.
Королева Виктория использовала хлороформ в качестве анестезирующего средства во время рождения принца Леопольда в 1853 году, и это проложило путь для его использования в акушерстве.
До 1870-х годов техника кесарева сечения оставалась грубой, и практика порой даже не включала единый хирургический шов для ушивания матки со всеми прилежащими тканями.
В 1876 году Эдоардо Порро (Eduardo Porro, 1842-1902), профессор акушерства в Падуе, выступил за удаление самой матки после кесарева сечения как способа минимизации кровопотери. Однако в 1882 году немецкие акушеры Фердинанд Адольф Кехрер (нем. Ferdinand Adolf Kehrer ,1837-1914) и Макс Зенгер (нем.Max Sänger, 1853 - 1903) разработали методы послойного ушивания матки. При этом Зенгер оперировал, выполняя классический вертикальный разрез, в то время как Кехрер выступал за низкий горизонтальный разрез, который в последствии стал золотым стандартом процедуры.
Во многих странах, далеких от цивилизации, также проводилось кесарево сечение. Самое интересное описание операции кесарева сечения принадлежит доктору Роберту Уильяму Фелкину (Robert William Felkin, 1853-1926), который во время своего путешествия в Африку в 1879г. наблюдал за случаем выздоровления после калечащей процедуры: «…На банановых листьях лежала женщина 20 лет, полуоглушенная банановым вином. Этим же вином местный лекарь омыл руки, место будущего разреза и нож. Молниеносный разрез от пупка до лонного сращения вызвал пронзительный крик женщины. После выделения вод и дополнительного надреза матки приступили к удалению младенца, перевязке пуповины… а затем - к удалению плодного места. Каленым железом края раны были соединены семью полированными железными стержнями при участии нитей с наложением повязки. На одиннадцатый день женщина выздоровела».
С появлением стерилизации, мытья рук и антибиотиков выживаемость после процедуры значимо увеличилась. Например, Джозеф Листер ввел в 1867 году карболку для дезинфекции зоны операции, что спасло жизнь не одной роженице. Кстати, окситоцин, так часто используемый в современном акушерстве после кесарева сечения, помогающий сократиться «разрезанной» матке, был синтезирован лишь в 1951 г.
Таким образом фатальная ранее процедура в настоящий момент превратилась в рутинную акушерскую манипуляцию, дарящей жизнь почти трети всех рожденных детей.
На этой картине изображена другая гинекологическая процедура: предположительно, удаление яичников. Eduardo Ramirez Villamizer (1923-2004). И эта картина, и картина Энрике Грау находятся в музее хирургического искусства, Чикаго (International Museum of Surgical Science)
страницы истории кесарева сечения, РМЖинтересномузей хирургического искусства, Чикагоон же с описанием произведений