Япиг лечит Энея

Oct 14, 2015 00:16

Стоило нам перепостить прекрасную статью о военной медицине в Древнем Риме, как пришёл настоящий военврач и всё опошлил и написал прекрасный пост об одной из фресок.

Но, чем хороши блоги? "Я возьму своё там, где я увижу своё" (с) БГ. Пришёл, увидел, перепостил!

Оригинал взят у uncle_doc в Япиг лечит Энея
Если греки любили расписывать медицинскими сюжетами разнообразную посуду типа гидрий (см. аватарку), то римляне специализировались на фресках. Одно очень интересное произведение этого жанра было найдено на стене зала «триклиния» в т.н. доме Ведия Сирика в Помпеях.




Чем интересна эта фреска? Тем, что на ней изображены сразу два любимца богов - действующий и в отставке, а также собственно боги в количестве одной штуки топлесс. Начнем с центральной фигуры - Энея. Легендарный отец-основатель всех римлян. Герой Троянской войны, защищавший ворота Трои в матче со сборной Греции. После падения города ему удалось бежать, вынеся на себе своего отца, приходившегося двоюродным братом Приаму, погибшему царю Трои. Об этом упоминает Гомер в «Илиаде», а продолжает развивать сюжет уже Вергилий в «Энеиде».

Итак, герой долго странствовал, пока не дошел до Лация, региона, позже ставшего колыбелью Древнего Рима. В Лации Энею приглянулась дочь местного царя. Царь явно читал Википедию, понял, какое счастье ему привалило и поэтому быстренько выгнал всех остальных претендентов на руку и сердце принцессы. Один из изгнанных, предводитель италийского племени рутулов, обиделся, мол, чего это приезжему всё, а мне - ничего. Началась война. И на фреске запечатлен как раз один из моментов такой войны - Эней ранен стрелой в бедро и его срочно доставляют к врачу.

Фигура пожилого врача Япига не менее примечательна. В юности его любил (во всех смыслах слова) Аполлон, он же Феб. Бог «Радостно все искусства свои предлагал и уменья» своему избраннику. А недальновидный юноша решил пойти работать на скорую «Силу трав узнать, врачеванья приемы», чем сильно расстроил и Аполлона, и Вергилия, который не преминул уколоть Япига, мол, решил тот посвятить себя «скромному искусству», немодному и непрестижному. Не очень понимаю, чем этот выбор огорчил Аполлона, ведь его же сын - Асклепий/Эскулап - был греческим/римским главврачом.

Впрочем, вернемся к изображению. Итак, Эней в сопровождении двух воинов и плачущего сына Аскания доставлен к Япигу, который пытается щипцами извлечь застрявший в тканях наконечник.

Вот как это описано у Вергилия (XII книга «Энеиды»):

В лагерь к шатрам при­ве­ли зали­то­го кро­вью Энея:
Шел он, за шагом шаг, опи­ра­ясь на длин­ную пику,
В гне­ве обло­мок стре­лы из раны вырвать пытал­ся,
Тре­бо­вал, чтобы дру­зья помог­ли ему спо­со­бом ско­рым:
Рану широ­ким мечом иссек­ли и скры­тое в теле.

Выну­ли жало стре­лы и вер­нуть­ся в бой раз­ре­ши­ли.
Я́пиг, Иасия сын, подо­шел, Апол­ло­на избран­ник;
Бог ему в дав­ние дни, вос­пы­лав любо­вью вели­кой,
Радост­но все искус­ства свои пред­ла­гал и уме­нья:
Или про­ро­че­ства дар, иль кифа­ру, иль быст­рые стре­лы.

Япиг, желая про­длить отца одряхлев­ше­го годы,
Силу трав пред­по­чел узнать, вра­че­ва­нья при­е­мы
Все изу­чить, чтоб в тиши зани­мать­ся скром­ным искус­ством.
Горь­ко роп­ща, сто­ял Дар­да­нид, на копье опи­ра­ясь,
Рядом - тро­ян­цев тол­па и пла­чу­щий отрок Аска­ний.

Толь­ко Эней недо­сту­пен сле­зам. А ста­рец хло­по­чет,
Полы пла­ща подо­брав по обы­чаю всех пеа­ни­дов:
То уме­лой рукой, то могу­чи­ми тра­ва­ми Феба
Тщет­но ста­ра­ет­ся он помочь, и желе­зо из раны
Паль­ца­ми хочет достать и цеп­ки­ми вырвать щип­ца­ми.

Нет уда­чи ему, и на помощь отец вра­че­ва­нья
Феб не при­хо­дит; меж тем на полях все боль­ше и боль­ше
Ужас рас­тет, все бли­же беда: засти­ла­ет­ся небо
Пылью, и всад­ни­ков строй под­сту­па­ет, и стре­лы на лагерь
Сып­лют­ся частым дождем, и в эфир высо­кий взле­та­ют.

В общем, всё плохо. А Энею покровительствовала Венера, которая греческая Афродита, которая его мать. И она не могла видеть, как мучается ее достойный сын из-за неправильно выбранной хирургической тактики. Метнулась она на Крит, насобирала там трав целебных, приготовила из них снадобье, рецепт которого был только в божественном издании справочника Видаля, простым смертным он был недоступен. Вот в левой руке на фреске у нее как раз сосуд с лекарством, а сама богиня остается в стелс-режиме, остальные изображенные ее не видят.

И снова Вергилий:

<...>
Горь­ко Вене­ре гля­деть на муче­нья без­вин­ные сына.
Тот­час она сорва­ла ясе­нец на Иде Дик­тей­ской -
Сте­бель с пур­пур­ным цвет­ком, от спе­лых листьев куд­ря­вый;
Зна­ют эту тра­ву быст­ро­но­гие гор­ные козы,

Ищут ее, убе­жав со стре­лой пер­на­тою в теле.
Обла­ком тем­ным лицо оку­тав, при­но­сит Вене­ра
Трав­ку и тай­но ее погру­жа­ет в бле­стя­щую чашу;
Вла­ге, нали­той в нее, при­дав целеб­ную силу,
Сок амвро­сии льет и души­стый состав все­це­ля­щий.

Рану вла­гой омыл ни о чем не ведав­ший Япиг -
Боль немед­ля ушла и поки­ну­ла тело Энея,
Кровь пере­ста­ла течь, осу­ши­лась глу­бо­кая рана,
Тот­час, покор­но руке, без уси­лья вышло из тела
Жало стре­лы, и к царю вер­ну­лись преж­ние силы.

В общем, и репутация врача не пострадала, и любимый сын спасен, молодец, Венера!

Фреска, к слову, небольшая, всего 38х45 см, сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.

искусство, Водовозов, Древний Рим, музеи

Previous post Next post
Up