Оригинал взят у
shvarz в
ВИЧ/СПИД: 30 лет за 30 недель - 1992"Я отчетливо помню нашего бывшего директора, Рональда Ханта, шагающим в 1982 году по коридорам Гарвардского Приматологического Центра размахивая
статьей Готтлиба в NEJM и повторяющим: "Это похоже на то, чем болеют наши обезьяны! Это похоже на то, чем болеют наши обезьяны!" Действительно, макаки в Гарвардском и других приматологических центрах болели каким-то синдромом приобретенного иммунодефицита. Я тогда работал исключительно с гамма герперсвирусами, но решил уделить часть своего времени поиску причин этой обезьянней болезни. Я и не подозревал, что это решение изменит мою профессиональную деятельность на несколько десятилетий."
Так начинается
комментарий Рона Дерозиер на его статью 1992 года (
pdf). Как выяснилось двумя годами позже, большая часть случаев иммунодефицита в макаках вызывалась вирусом, который принадлежал к иному семейству вирусов, чем ВИЧ. Но в небольшой части макак был найден вирус, являвшийся очень близким родственником ВИЧ. Его назвали ВИО. Группа Рона выделила клон этого вируса, что позволило им детально исследовать его свойства, манипулируя его генами - выборочно выключая их и наблюдая, как это сказывается на способности вируса вызывать болезнь. Выяснилось, что если выключить ген nef, то вирус остается жизнеспособным, но перестает вызывать СПИД. Аттенуированные, ослабленные, вирусы являются классическим подходом к созданию очень эффективных вакцин (например, вакцины от полиомиелита или кори), поэтому было вполне логично проверить, не будет ли этот подход работать и в случае с ВИО. И он действительно сработал - инфицированные мутантным вирусом обезьяны не заражались диким вирусом!
Однако, несмотря на успех, эта вакцина так и не была не то что введена в пользование, но и даже не была протестирована в людях (хотя были энтузиасты, предлагавшие себя в качестве подопытных кроликов). Дело в том, что в случае предыдущих аттенуированных вакцин, вакцинированный человек переболевает болезнью в мягкой форме и потом полностью избавляется от вируса. В случае же с ослабленным ВИО, обезьяны получали инфекцию на всю жизнь. Учитывая высокую вариабельность ВИЧ, шансы на то, что вирус скомпенсирует ослабляющую мутацию и вызовет болезнь были восприняты как слишком высокие. Опасения эти особенно возрасли, когда у вакцинированных таким образом детенышей макак действительно развился СПИД. На сегодняшний день практически никто всерьез не рассматривает возможность использования аттенуированного ВИЧ в качестве вакцины. Ценность этой модели лежит скорее в изучении механизмов, обеспечивающих защиту в надежде на то, что если мы поймем что именно защищает этих макак, то сможем воспроизвести этот механизм и в людях.