Нога, отгнившая / ампутированная у больного "огнем св. Антония". Иероним Босх. Искушение св. Антония
Сегодня мы перепостим прекрасный
текст медиевиста Михаила Майзульса, одного из авторов книги и паблика "Страдающее средневековье".
Хорошо известно, что средневековым святым, чтобы ходатайствовать об исцелении или поблагодарить их за помощь, несли восковые, глиняные, металлические или деревянные изображения больных / исцелившихся органов, прежде всего, рук и ног.
Один из главных получателей таких ex-voto - св. Антоний Великий, насылавший / лечивший "огонь св. Антония" - эрготизм.
Эрготизм, отравление алкалоидами спорыньи, среди прочих симптомов, приводит к гангрене. В результате конечности отгнивают, или их приходится ампутировать.
По некоторым свидетельствам, в святилищах, посвященных св. Антонию, порой хранились не только изображения рук и ног, но и настоящие конечности, отрезанные у жертв «огня».
Итальянский гуманист Джованни Франческо Пико делла Мирандола (1470-1533) в 1502 г. писал, что в одном из монастырей антонитов видел «почерневшие члены и кости», подвешенные на входе в церковь.
Видимо, калеки тоже хранили и применяли собственные конечности, когда шли просить милостыню. У Босха в "Искушении св. Антония" (ок. 1500-1510) сидит нищий, перед которым на белой тряпочке лежит его отрезанная ступня. А у Питера Брейгеля Старшего в «Битве карнавала и поста» (1559) среди нищих калек изображен старик с правой рукой, ампутированной на уровне запястья - его черная высушенная ладонь висит у него на груди на веревке.
Питер Брейгель Старший. Битва карнавала и поста, 1559 г.