30 декабря 2024, 10:10
Накануне новогодних праздников глава России Владимир Путин собрал на традиционный неформальный саммит СНГ и на заседание высшего совета Евразийского экономического союза коллег из бывших советских республик
Встреча была запланирована для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать сохранение российского влияния в регионе, но на самом деле, ее символом стал разворот самолета президента Азербайджана Ильхама Алиева перед посадкой в Москве.
Когда экипаж уже собирался совершать посадку, азербайджанскому президенту доложили о катастрофе самолета компании Azerbaijan Airlines в казахстанском аэропорту Актау. Ильхам Алиев приказал возвращаться, - пишет Виталий Портников для
Радио.Свобода. И это решение азербайджанского президента, известного своими регулярными контактами с Путиным, снова продемонстрировало непредсказуемость событий на постсоветском пространстве. Азербайджанский президент готовился к ритуальным посиделкам с коллегами, а вместо этого оказался между необходимостью рассказать соотечественникам правду о катастрофе самолета, уже, очевидно, уничтоженного российской системой противовоздушной обороны (ПВО) в небе над Грозным и нежеланием портить отношения с Кремлем. А это непростая задача даже для такого привыкшего к маневрам политика, как Ильхам Алиев.
Сосед Алиева по региону Никол Пашинян, глава правительства Армении, также уклонился от участия в российском сабантуе - правда, здесь причиной отсутствия был положительный тест на коронавирус. Однако отсутствие Пашиняна не помешало ему стать главным героем саммита после почти забавной перепалки с белорусским диктатором Александром Лукашенко.
Лукашенко, отношения которого с Арменией фактически разорваны, пытался настоять на обязательном участии армянской делегации в предстоящем саммите Евразийского экономического союза в Минске. А в ответ услышал от армянского премьера разве что насмешливые замечания, которые «порвали» социальные сети. И это еще раз напомнило, что престарелые постсоветские диктаторы находятся в мире подхалимства со стороны собственного конъюнктурного окружения и даже не представляют, что за пределами этого душного мира с ними могут разговаривать совсем в другой тональности.
С другой стороны, Пашинян теперь - фактически единственный из потенциальных гостей Путина, власть которого опирается на честное народное голосование, а не на принуждение общества, репрессии, всевластие спецслужб и уничтожение свободы слова. И это также о многом говорит относительно реального влияния Путина на постсоветском пространстве.
Российский правитель оказался в окружении лидеров стран Центральной Азии (и главы Беларуси), которые к тому же последние годы смотрят скорее в сторону Пекина, чем в сторону Москвы.
Но это, конечно же, не означает, что Москва готова отказаться от своих усилий - война в Украине говорит об этом с очевидной ясностью. А в тех бывших советских республиках, где есть реальный электоральный процесс, Россия готова использовать чужую демократию для усиления собственного влияния. Доказательством этого стали нынешние выборы в Молдове и Грузии.
В Молдове президент Майя Санду смогла переизбраться на второй срок (а сторонники европейской интеграции - выиграть референдум о присоединении Молдовы к ЕС) только благодаря голосованию молдовских диаспорян.
В самой Молдове большинство отдало предпочтение пророссийскому кандидату Александру Стояногло, которого поддержала промосковская партия социалистов одиозного бывшего президента страны Игоря Додона. При этом Москва не жалела усилий для помощи молдовской «пятой колонне» - вплоть до создания пророссийской партии беглого олигарха Илана Шора в самой российской столице и подстрекательства настроений в известной симпатиями населения к Кремлю Гагаузской автономии.
Ну а в Грузии Кремль явно сочувствовал усилиям местной правящей партии «Грузинская мечта». В Москве годами создавали соответствующие экономические и политические условия для усиления сервильности грузинского олигарха Бидзины Иванишвили и его окружения. И теперь страна, бывшее руководство которой во главе с Михеилом Саакашвили создало красивый, но далекий от реальности миф о неотвратимости грузинских реформ, стала известной прежде всего как пример готовности большой части общества «сосуществовать» с Москвой - вопреки опыту войны, этнических чисток и преступлений оккупантов.
И все то, что мы видим на постсоветском пространстве - бесценный опыт для Украины, которая остается частью этого пространства, пусть даже большая часть ее граждан в это уже и не верит.
Россия ухватилась за территорию бывшего СССР мертвой хваткой и не собирается отказываться от попыток восстановить свою сферу влияния. А инструментов для этого у Москвы множество: договоренности с диктаторами и авторитарными правителями, влияние на электоральные процессы, экономический шантаж и подкуп, помощь пророссийским силам
Ну и когда эти инструменты не срабатывают - тогда, конечно, война, выход из которой Украина и мир будут искать следующие непростые годы. Но когда война завершится - будут задействованы другие рычаги влияния, о которых мы здесь говорили. К этому стоит готовиться уже сегодня, если украинцы не хотят проиграть Кремлю политический поединок.