Андрей Дещица: Польша и планы Трампа в отношении Украины. Что происходит

Nov 12, 2024 20:39







12 ноября, 13:02



У президента Польши Дуды есть время до мая, чтобы иметь непосредственное влияние на администрацию Трампа

Полную версию интервью с Андреем Дещицей слушайте на Radio NV

Премьер-министр Польши Дональд Туск, отвечая на вопрос Polskie Radio о мирном плане Трампа относительно прекращения войны, которую развязала Россия, предположил, что в ближайшее время можно ожидать «декларации, в частности, относительно даты прекращения огня, границы, на которой оно будет действовать, и гарантий безопасности для Украины».

Теперь - относительно того, как Польша влияет на подобные планы. Очевидно, что играет значительную роль как сосед Украины, как эксперт этой ситуации, как страна, которая заинтересована в том, чтобы в нашем регионе была безопасность. И здесь также следует обратить внимание на то, что действительно польские политики высшего ранга постоянно очень активно поддерживали Украину и продвигали вопрос поддержки Украины, или в европейском формате на европейском континенте, или это касалось Соединенных Штатов Америки. И, видите, складывается так, что на самом деле мы видели достаточно активную деятельность нынешнего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в США буквально несколько месяцев назад, его выступление на Генеральной Ассамблее ООН в поддержку Украины, публичные его заявления в поддержку Украины.

image Click to view



А сейчас я не исключаю, что эстафетная палочка в поддержку Украины вновь перейдет к президенту Польши Анджею Дуде, у которого очень близкие, я бы даже сказал, товарищеские отношения с Дональдом Трампом.

Они сложились еще во времена первой каденции и Анджея Дуды, и Дональда Трампа на посту президентов, и сейчас в Польше обсуждается вопрос возможного визита Анджея Дуды в Соединенные Штаты и встречи его с Дональдом Трампом, еще даже до времени его официального назначения на должность. И это очень хорошо, потому что Анджей Дуда очень хорошо понимает и знает ситуацию в регионе, и я думаю, что Польша будет играть роль, если можно так сказать, передовика на восточной линии НАТО, с экспертным мнением которой будут считаться.

Также надо вспомнить то, что 13 ноября должна официально начать работу военная база НАТО в Польше, и это еще одно подтверждение того, что у Польши будут тесные отношения с Соединенными Штатами, и Соединенные Штаты, соответственно, будут на Польшу возлагать большие в этом плане ожидания.

Сможет ли Анджей Дуда уравновесить активность другого европейского лидера - президента Венгрии Виктора Орбана, у которого также хорошие отношения с Дональдом Трампом? Мне кажется, что хорошие отношения не очень складываются между Анджеем Дудой и Виктором Орбаном. Но, если речь идет о вопросах безопасности, то у меня складывается впечатление, что, собственно, Дональд Трамп заинтересован в том, чтобы использовать опыт, контакты и экспертную оценку Анджея Дуды, в то же время Виктор Орбан сам напрашивается в друзья к Дональду Трампу, чтобы придать себе значимости и в Венгрии, и на международной арене. Вот здесь, собственно, и разногласия. И тут, если надо будет прагматично принимать решения, то думаю, что все же американское мнение должно было бы склоняться к мнению президента Анджея Дуды.

Правда, надо помнить, что в Польше уже скоро начнется предвыборная президентская кампания. Выборы президента Польши запланированы ориентировочно на май следующего года. Поэтому времени не так много, чтобы воспользоваться этими контактами и возможностью иметь непосредственное влияние на администрацию Дональда Трампа со стороны президента Анджея Дуды.

Не так давно мы снова услышали о проблемах с эксгумацией погибших поляков на территории Украины. Я 8 лет находился в должности посла Украины в Польше, прошел различные этапы обсуждения этого вопроса вплоть до введения так называемого запрета на эти поисково-эксгумационные работы в 2018 году. Хотя юридического запрета нет, просто заявки, подаваемые польским организациями, длительное время уже рассматриваются соответствующими украинскими институтами. Вопрос эксгумации был достаточно острым в 2019, 2020, 2021 годах. Мы попытались найти какие-то способы решения этого вопроса, потому что он блокировал наши нормальные добрососедские отношения. С польской стороны всегда было ожидание, что эта блокада будет снята. Из-за войны, конечно, исторические вопросы отошли с первых пунктов повестки дня украинско-польских отношений, но через два года войны снова вернулись. И будут находиться в нашей повестке дня, кажется мне, до тех пор, пока мы все же не примем это решение о снятии запрета.

Поляки ожидают от нас и политического решения, и христианского решения. Они хотят достойно похоронить своих родных, погибших на Волыни в годы Второй мировой войны. Поляки аргументируют это тем, что они по-христиански отнеслись к украинцам в начале широкомасштабного вторжения. Никто их не призывал к такой помощи, но они по-христиански приняли наших граждан к себе домой и оказали такую помощь. И они ожидают примерно такого же христианского жеста с нашей стороны. Снятие запрета на эксгумацию сняло бы напряжение между Украиной и Польшей. Ведь в польском обществе есть абсолютный консенсус относительно того, что такой запрет должен быть снят. И это правые, левые, центристские, радикальные, либеральные партии - все с этим абсолютно согласны. Приняв такое решение, покажем только нашу европейскую цивилизованную зрелость.

Это не подыгрывание каким-то польским политикам. Хотя также стоит сказать, что тему Волыни польские политики используют для внутриполитической борьбы. Потому что примерно 10−15% электората достаточно чувствительно относится к этому вопросу. И, конечно, решение его дает основания политикам ожидать поддержки этого электората. Но мы можем показать свою, как я уже сказал, зрелость и принять такое решение, не поддерживая ни одного польского политика или кандидата.

Я убежден в том, что, к сожалению, полностью этот вопрос Волыни мы не закроем. Он требует достаточно тщательного изучения. Но на первом месте в украинско-польских отношениях должен быть вопрос борьбы с российской агрессией. Вопрос солидарности и единства. Если нас что-то разъединяет, надо эти барьеры как можно скорее снести. Чтобы мы были едины в противостоянии против российской агрессии, которая является угрозой и для Украины, и для Польши. Потому что никто не будет заниматься поисковыми эксгумационными работами, если, не дай Бог, Россия нападет не только на Украину, а также на Польшу. И поэтому нам надо победить вместе Россию, и тогда решать наши исторические вопросы еще лучше, если бы это было, когда мы будем, как и Польша, членом Европейского Союза.






трамп, дуда, польша, сша

Previous post Next post
Up