14 сентября, 22:50
Сегодня представляю краткое обновление, сфокусированное на нескольких «болевых» точках фронта
Воздушная/ракетная война
Генштаб Украины попросту не усваивает, не усваивает и не усваивает уроков. Результаты, между тем, не менее удручающие, чем из-за системной некомпетентности Запада.
О чем я говорю?
3 сентября российские БПЛА засекли скопление войск ВСУ у села Бездрик в Сумской области, примерно в 33 км от границы с Россией, и обстреляли их из «Искандер-М». Число жертв до сих пор неизвестно, но количество солдат ВСУ, видимых до попадания ракеты, составляло около 20.
Между тем, последствия системной некомпетентности украинского Генштаба достигают таких масштабов, что соцсети (в данном случае, DeepState) публикуют предупреждения командирам ВСУ о необходимости избегать подобных ошибок.
ГУР (главное управление разведки Министерства обороны Украины, т. е. военная разведка, которая управляет собственным спецназом), похоже, тоже не может усвоить некоторые вещи.
Например, что в современной войне просто невозможно проводить морские операции без достаточной поддержки с воздуха (а если и можно, то только с помощью роботов типа десантных и/или морских дронов). И что ВВС Украины не могут обеспечить необходимую поддержку с воздуха, если у них нет средств борьбы с превосходящими российскими перехватчиками (типа МиГ-31 и Су-35) и истребителями-бомбардировщиками (типа Су-30СМ). Этот урок ГУР должно было усвоить еще во время боев за остров Змеиный, еще в мае 2022 года. Но что ж: как и повсюду в ВСУ, в ГУР очень слабо практикуются «разборы полетов» и обсуждение извлеченных уроков после проведенных миссий.
Так что…
9 сентября ГУР начала атаку на морскую платформу «Крым-2», используя 14 скоростных катеров (американского производства) класса Willard. Как обычно, россияне ответили своими истребителями и вертолетами: они утверждают, что потопили 8 катеров и «убили 80 военнослужащих ВСУ». Возможно, это преувеличение, поскольку в очередной раз выяснилось, что у их истребителей-бомбардировщиков нет других средств для атаки таких движущихся целей, кроме неуправляемых ракет и внутренних 30-миллиметровых пушек. Но вряд ли мы услышим об этом в ближайшее время.
Единственное, что известно наверняка, - это то, что во время этих авианалетов был потерян контакт с одним из Су-30СМ 43-го штурмового полка ВМФ. Самолет, на борту которого находились капитаны Игорь Владимирович Степанишин и Д. О. Фомин, исчез: россияне начали поисково-спасательную операцию, но обнаружили лишь небольшое масляное пятно и обломок одного крыла. Некоторые предполагали, что Су-30СМ был сбит украинскими F-16, но в итоге ГУР заявило, что он был сбит одним из ее ПЗРК. О собственных потерях та же инстанция ничего не сообщила.
Теперь, несомненно, многие украинцы - и еще больше их сторонников на Западе - будут праздновать этот «успех». Но факт остается фактом: независимо от того, насколько сильно подавлен российский Черноморский флот, подобные операции украинского спецназа в Черном море де-факто самоубийственны: нет смысла посылать тщательно подготовленных операторов спецназа в районы, контролируемые российской авиацией.
То, что произошло там в последние несколько дней, является (к сожалению) подтверждением того, что я подозревал уже около двух недель назад: ВСУ не нашли достаточно средств, чтобы уничтожить российские понтонные мосты через Сейм и тем самым изолировать россиян в районе Глушково. Напротив, несмотря на большие потери в инженерной технике и войсках, ВС РФ и ВДВ продолжали перебрасывать подкрепления в район южнее реки Сейм. Более того, россияне сохранили плацдарм примерно в 5 км к юго-западу от Коренево. Насколько я знаю, понтонно- мостовая переправа там ни разу не была подбита украинцами. А когда у россиян есть плацдарм, всегда можно быть на 1000% уверенным, что они воспользуются им при первой же возможности.
После десятков авиаударов по предполагаемым позициям ВСУ, нанесенных ВКС РФ в период с 5 по 8 сентября, 9 сентября 155-я морская пехотная бригада атаковала из района Елизаветовки в восточном направлении. 103-я бригада территориальной обороны, вроде бы, отбила этот удар, но затем попала под атаку 51-го полка ВДВ с плацдарма юго-западнее Коренево в направлении Снагости: в северный фланг и в стык между 103-й и 22-й мехбригадами. Целью ВДВ было не только достичь Снагости, но и продвинуться до самой границы и тем самым атаковать 103-ю бригаду.
Как именно отреагировали украинцы, пока неясно, но кое-что можно сказать точно: 103-я бригада сильно пострадала от авиаударов. Особенно, ее элементы управления FPV-дронами/беспилотниками. Когда русские достигли Обуховки, она была вынуждена отступить из Комаровки в направлении Любимовки. Возможно, ей удалось удержать южный сектор своего прежнего фронта.
На северной стороне украинского вклинивающегося в российский фронт участка 810-й бригаде морской пехоты удалось оттеснить 22-ю механизированную бригаду к Ольговке и добраться до нескольких групп российских войск, окруженных в районе Шептуховки. По состоянию на вчерашний вечер украинцы остановили это наступление где-то к северу от Кремяного и к югу от Калинова.
Битва за Донбасс
Купянск-Сватово. Россияне продолжают попытки пробиться из Песчаного в направлении Колесниковки и реки Оскол.
Бахмут. Россияне продолжают попытки пересечь Канал Сиверский Донец-Донбасс - пока безуспешно. Однако истинная «новость» из этого района заключается в том, что россияне перешли канал южнее, в районе Курдюмовки, и продвигаются оттуда в направлении Предтечино: то есть теперь они приближаются к Часовому Яру с юга.
За линией фронта ВКС РФ обстреливают Краматорск планирующими бомбами УМПК - потому что у ВВС Украины до сих пор нет ни достаточного количества ЗРК для их поражения, ни ЗРК, способных противостоять российским истребителям-бомбардировщикам на необходимом расстоянии (120+ км).
Торецк. Россияне продолжают наступление на Торецк из Пивничного и Зализного. Они также контратакуют украинцев в Нью-Йорке.
Покровск. ВКС и ВС РФ наносят мощные удары по Покровску, Николаевке и Московскому. На земле россияне закрепились на восточной стороне Гродовки, но их атаки из Новогродовки на Лисовку и Мариновку были отбиты. Наступление россиян на Горняк было остановлено, и теперь группа «Центр» пытается расширить этот участок за счет штурма Украинска. К моему удивлению, 59-я моторизованная бригада все еще держится в Невельском кармане, к востоку от реки Волчьей. Возможно, потому, что российская 96-я мотострелковая бригада продолжает преуспевать в олимпийской дисциплине для мужчин «потеря как можно большого количества солдат на 1000 метров».
Угледар. Это еще один сектор, за которым тяжело наблюдать: русские не только заняли там Водяное и 1-ю и 3-ю угольные шахты там, но и продолжают продвигаться в поля к северу от Угледара и в направлении Богоявленки. Все наступления поддерживаются мощными авиаударами и развертыванием большого количества FPV-дронов.