27 августа, 11:01
За последние два с половиной года война в Украине делала немало поворотов
Само вторжение удивило многих - но не меня лично, поскольку я предсказывал решающую войну между Россией и Украиной еще в 2015 году - и большинство тогда ожидало быстрой победы России. Поскольку это не удалось реализовать, к середине 2022 года произошло неожиданное контрнаступление украинских войск, которые осенью 2022 года вернули себе часть Харьковской области и Херсон. Это выстроило оптимизм вокруг нового контрнаступления летом 2023 года, финансируемого Западом.
Длительное ожидание западного финансирования и предоставления ресурсов дали России достаточно времени для выстраивания обороны, а долгожданное украинское контрнаступление таки предсказуемо разочаровало. В течение последнего года, когда ожидание победы Трампа на выборах в США приостановило финансирование США, Украина была отброшена на задний план, а Россия перешла на принципы военной экономики и медленно завоевывала территорию на Донбассе.
Оптимизм относительно победы Украины угас, и казалось, что Украина будет вынуждена уступить территорию России в качестве платы за мир, который в конце концов навяжет президентство Трампа. Опросы общественного мнения в Украине даже начали меняться: недавний опрос КМИС показал, что
57% в Украине поддерживают мирные переговоры, хотя две трети утверждают, что Украина должна вернуть все территории, оккупированные с 2014 года, 74% отвергли требования России к Украине отказаться от амбиций относительно членства в НАТО. Хотя и строился нарратив, что, учитывая промышленную мощь России, риски для политической (а следовательно, экономической и военной) поддержки Украины со стороны Запада, время играет на стороне Москвы.
Неожиданное наступление Украины на Курскую область со взятием под контроль российских территорий пошатнуло вышеупомянутый нарратив. Киев снова продемонстрировал свою чрезвычайную решительность, изобретательность и способность превзойти Москву, и, в частности, грубо перейти красные линии Путина. Помните, что Путин и его пиар-машина поспешили предупредить перед украинским контрнаступлением прошлым летом, что российская ядерная доктрина предусматривает первое применение/удар ядерного оружия, как только «Россия-матушка» окажется под угрозой.
Кремль четко дал понять, что оккупированные украинские области - Херсонская и Запорожская считаются частью этой «России-матушки», а значит, подлежат первоочередному применению Россией ядерного оружия. Но, выставив условия, Москва не смогла воплотить свою угрозу. И если можно спорить о том, покрывает ли Херсонскую и Запорожскую области этот ядерный зонтик, то нет никаких сомнений относительно российской Курской области, значительная часть которой сейчас оккупирована украинскими войсками. И все же за двадцать дней России не удалось сделать очень много для их защиты. Что задумал Путин?
Ну, не очень много. Таков, кажется, ответ. И действительно, Путин почувствовал потребность на прошлой неделе совершить свой первый за тринадцать лет визит в Чечню - навестить своего друга и военачальника Рамзана Кадырова. Год назад режим Путина получил удар под дых от Пригожина, а во время поездки в Чечню и учитывая нападение на Курскую область, возможно, Путин почувствовал потребность продемонстрировать свою поддержку в виде сильного Кадырова. Возможно, это было посланием элитам в Москве и Западу о том, кто поддержит Путина, если поражение в Курской области приведет к риску возникновения эффекта домино в сторону Москвы и потенциальной смены режима.
Отсутствие реальной реакции Путина на военную агрессию в Курске является довольно странным. Это показывает, наверное, насколько растянуты российские военные ресурсы - неспособность поддерживать продолжающееся наступление на Донбассе, которое все еще приносит постепенные, но тактически значимые успехи, одновременно защищая российскую суверенную территорию. Возможно, Путин понял украинскую задумку - попытаться побудить Россию вывести войска из Украины, чтобы защитить «Матушку-Россию», тем самым ослабляя и создавая возможности по обе стороны линии фронта в Украине.
Создается впечатление, что Путин выжидает, видя масштабы украинского наступления на Курскую область. Он временно уступил преимущество Украине, вынуждая ее принять решение о дальнейшем продвижении вглубь Курской области. Что сделает украинские войска уязвимыми, а затем, возможно, контратаковать их растянутые фланги или удерживать оборону с более ограниченными территориальными достижениями. Тогда Путин может держать войска в Украине и продолжать безостановочное наступление. Послание Украине, кажется, понятно: вы взяли на себя инициативу, но что вы хотите с ней делать?
В определенной степени, считаю, что обе стороны сейчас смотрят в сторону выборов в США и позиционируют свои рычаги влияния перед ожидаемыми переговорами.
Захватив российскую территорию в Курской области, Украина четко дала понять, что одной из ее целей является получение рычагов влияния на переговоры, чтобы потом иметь возможность вести переговоры о будущем обмене территориями.
Украина хорошо воспользовалась финансовой и военной поддержкой Запада после того, как Конгресс США наконец одобрил пакет поддержки Украины на $61 млрд - я бы включил сюда также поставки в Украину, наконец, F-16. Мы видим плоды этого в Курской области, в концентрации украинских атаках на Крым, а также на военную и энергетическую инфраструктуру в самой России.
Ну будет Путин иметь сухопутный коридор в Крым, но какая от этого польза, если украинские ракетные удары означают, что Крым сейчас почти не пригоден для базирования российского Черноморского флота. Действительно, Россия фактически проиграла битву за Черное море, будучи вынужденной передислоцировать большую часть своего Черноморского флота на восток в Новороссийск и имея значительно ограниченные возможности для развертывания военно-морских сил в центральной и западной частях Черного моря. Крым и Черное море сейчас являются рычагами влияния для Украины в будущих переговорах с Россией - так же, как и безопасность российской энергетической инфраструктуры.
Путин может захотеть дождаться результатов выборов в США, предполагая, что президентство Трампа почти подарит ему победу в Украине. Но новая динамика президентской кампании Камалы Харрис также создает значительные минусы для Путина - если Трамп проиграет, и Харрис удвоит военную поддержку Украины. Игра в долгую больше не выглядит несомненной победой Путина, ведь Харрис вполне может победить. И даже если предположить победу Трампа, украинцы доказали, что они в этой войне не являются пассивными потребителями западной военной помощи.
Учитывая, что большая часть $61 млрд еще не выплачена, а новый кредит на сумму $50 млрд для Украины, сконструированный вокруг процентов с замороженных российских активов, Украина все еще будет иметь значительную силу/борьбу после выборов в США, кто бы ни победил. И Путин, скорее всего, все еще будет пытаться навязать Украине мир, который подарил Трамп. Длительная и разрушительная война все же является большим риском для Путина.
Украина сталкивается с такой же неопределенностью вокруг выборов в США, что, по моему мнению, вероятно, подтолкнет Киев к переговорам в конце года. Я думаю, что именно это является главным фактором, стоящим за Курской операцией. Украина взяла пример с Путина, пойдя на эскалацию непосредственно перед переговорами. Думаю, вопрос заключается в том, как Путин отреагирует на Курские события, и есть ли у него еще козыри в рукаве. Я думаю, что здесь он готов абсорбировать курский удар, чтобы попытаться сохранить преимущество на Донбассе. Хотя, в конце концов, я думаю, что мы увидим некоторые переговоры, в том числе, и по Донбассу:
- Обмен удерживаемым Украиной территорий Курской области на удерживаемые Россией части Херсонской и Запорожской областей.
- Долговременные переговоры о будущем украинских территорий, захваченных Россией до февраля 2022 года, то есть «ДНР», «ЛНР» и Крыма. Эти переговоры, скорее всего, будут долговременными, поскольку Украина сейчас не настроена уступать эти территории России - см. опрос выше. Но переговоры об их долгосрочном будущем, и особенно, о Крыме, будут победой для Путина, поскольку они когда-то были частью минского процесса (который касался только Донбасса).
- Определенные гарантии безопасности для Украины, которые могут не соответствовать членству в НАТО, но должны включать заверения Запада, подобные тем, что были предоставлены государству Израиль. Если все это не будет соответствовать членству в НАТО, то Украина должна быть уверена, что ей будут предоставлены все инструменты, необходимые для защиты от будущих российских угроз. Перспективы членства в ЕС также будут важными для Украины, поскольку только через членство в ЕС Украина получит гарантии того, что ее внутренняя экономика будет достаточно сильной, чтобы взять на себя будущее бремя собственной обороны.
- На самом деле, возможно, похожи заверения России относительно использования ею Крыма в качестве военно-морской базы, и помня о долгосрочной аренде 2009 года по использованию Севастопольской военно-морской базы. Россия заявила, что аннексировала Крым в 2014 году, чтобы защитить свою военно-морскую базу от посягательств НАТО после Евромайдана. И сухопутный коридор в Крым был перекрыт в феврале 2022 года по той же самой причине - по крайней мере, так утверждает Россия. То по сути полномасштабное вторжение России в Украину фактически привело к тому, что Россия фактически потеряла Крым как военный актив.
Сейчас Крым является военным пассивом для России - оказывается, что его невозможно защитить. Таким образом, любая сделка, которая снова могла бы обеспечить для России использование Крыма в качестве военно-морской базы, а также использование Черного моря, несомненно, представляла бы интерес для России в любых будущих переговорах. Украина имеет рычаги влияния на этот вопрос.