13 марта, 19:03
Организаторы вырезали номинацию Лучший полнометражный документальный фильм, в которой победила кинокартина 20 дней в Мариуполе из международной телеверсии вручения премии Оскар. Как к этому относиться?
История первого Оскара в истории украинского кино сама по себе очень похожа на крепкий сценарий типичной для европейского кино драмы.
Самый престижный не только в киномире
приз в этом году завоевала лента 20 дней в Мариуполе Мстислава Чернова. Но за сорок пять секунд, которые выделяются лауреату на речь, режиссер сказал: вряд ли история Оскара знает другой случай, когда лауреат не хотел бы получить этот приз именно за такой фильм. Как не хотел бы и делать этот фильм. Далее важная цитата, которую стоит повторить буквально: «Я хотел бы поменять это на то, чтобы Россия не нападала на наши города.
Я отдал бы это, чтобы Россия не убивала десятки тысяч украинцев, чтобы они освободили всех пленных. После его слов Слава Украине! в зале воцарилась тишина, дальше
были аплодисменты стоя и слезы на глазах.
Но победы могло бы не произойти, несмотря на актуальность темы последствий российской агрессии в Украине. Отмечается, что
команда тщательно приближала победу, правильно, грамотно и всесторонне продвигая ленту и последовательно собирая одну международную профессиональную награду за другой. Тот случай, когда украинская победа имеет не только эмоциональную, но и рациональную, маркетинговую составляющую. К сожалению, без этого на территорию Оскара и других знаковых в мире кинопремий нечего и заходить.
Что прогнозировали неравнодушные украинцы в социальных сетях? Единогласно и убедительно твердили: наконец-то мы получили, и вот теперь мощный голос воюющей Украины будет услышан по всему миру. Ведь у оскаровской церемонии многомиллионная аудитория. Рискну предположить: не следят за ней разве что в Северной Корее и Иране. В России и Китае, кстати, даже очень следят. Итак, документально подтвержденные и верифицированные Оскаром российские военные преступления, кратко и четко озвученные очевидцем, украинцем и оскаровским лауреатом, наконец услышат все, кто закрывал уши и глаза в течение двух лет. Оскар для Украины и наш голос, делегированный Мстиставу Чернову, наконец прозвучит. И получит для нас в разы больше сторонников. Для агрессивной же России - еще больше противников.
А дальше очевидный и заслуженный Оскар, завоеванный тяжелым трудом, ко всему - с риском для жизни - превратился пусть не в трагедию, но в драму. В тот момент, когда победитель на пике славы, ему нанесен коварный удар. Причем оттуда, откуда не стоило ждать: организаторы вырезали номинацию Лучший полнометражный документальный фильм, в которой победила кинокартина
20 дней в Мариуполе из сокращенной международной телеверсии 96-й церемонии вручения премии Оскар. Итак, весь мир, все люди доброй воли в очередной раз не услышали Украину из-за чьей-то технической злой воли.
Хронология этих событий, очень свежая и знакомая всем небезразличным украинцам, воспроизводится здесь именно в таком порядке и с таким ударением на ожидаемых и утраченных возможностях, чтобы была понятна аналогия. А именно: напрашивается упоминание об истории триумфа и трагедии валлийского журналиста Гарета Джонса. В 1930-х он впервые в мире рассказал Западу о Голодоморе в Украине,
и о нем не так давно снят художественный фильм, известный в Украине как Цена правды. Эта история тоже знакома неравнодушным, однако после сравнения сходство - один к одному.
В марте 1933 года Джонс, рискуя жизнью, нарушает правила пребывания в сталинском СССР, запрещающие иностранным журналистам въезд в советскую Украину, и сходит с поезда на первой попавшейся станции. За несколько следующих дней прошел, по его словам, множество сел и двенадцать колхозов. Всюду видел голодную смерть, что доказывало ложь советской пропаганды, которая отрицала Голодомор в Украине. Вернувшись в Британию, Джонс на основе увиденного формирует пресс-релиз, который перепечатывает немало влиятельных западных изданий. Казалось бы, преступления Кремля разоблачены, о них говорят вслух. Но вмешательство влиятельного благодаря Пулитцеровской премии и пророссийски настроенного американского журналиста Уолтера Дюранти нивелирует работу Джонса, фактически выставляет его лжецом и манипулятором, этим обесценивает большую украинскую трагедию, к которой прямо причастна Россия.
Похоже на ситуацию вокруг 20 дней в Мариуполе, не так ли? Российский продюсер Мария Певчих
назвала украинскую ленту «политической документалкой», которой, по ее словам, на Оскаре не очень рады. Чем обесценила не только работу группы Мстислава Чернова, которая чудом выжила в осажденном Мариуполе в марте 2022 года - снова трагический март! - но и обесценила трагедию всех без исключения мариупольцев и вообще украинцев. А представители Disney Entertainment, владельцы лицензии на трансляцию, объяснили: выбор номинаций для сокращенной версии определили еще несколько недель назад. То есть вручение Оскара за лучший документальный фильм не намеревались показывать в 90-минутной международной версии,
независимо от того, кто бы в ней победил. Соответственно, независимо от содержания будущей речи Мстислава Чернова.
Вручение Оскаров - одно из самых ожидаемых ежегодных зрелищ, потому что церемония уже скоро как сто лет является составляющей шоу-бизнеса. Документальное, тем более - острое, актуальное, непростое кино составляющей шоу-бизнеса не является. Хотя в некоторых сегментах документалистика как шоу все же развивается активно. В частности, ленты об убийцах, маньяках, диктаторах или вот Leaving Neverland (Покидая Неверленд) Дэна Рида 2019 года выпуска. Главные герои которого уже во взрослом возрасте свидетельствуют о сексуальных домогательствах со стороны поп-звезды Майкла Джексона, на момент выхода фильма давно уже умершего.
Но, согласитесь, 20 дней в Мариуполе - даже близко не тот случай. Фильм даже два года спустя погружает и в дальнейшем будет погружать зрителей в режим реального времени. Лента создана так, что отныне и навсегда будет возвращать смотрящих в кошмарный мариупольский март 2022 года. Разве совсем лишенные эмпатии зрители, например, российские граждане, не почувствуют все ужасы рашистской осады на себе в течение ста минут экранного времени. А виновник трагедии - не казненный по приговору суда серийный убийца или поп-идол, кумир миллионов. Диктатор Владимир Путин, который отдает приказы убивать, насиловать и разрушать, имеет прямую поддержку десятков миллионов подданных, и косвенную - немалого количества симпатиков России в цивилизованном мире.
Поэтому изъятие фрагмента с награждением лучшего документального фильма при других обстоятельствах воспринялось бы не так болезненно, в том числе - в Украине. Разве что глубоко погруженные в оскаровский контекст отечественные киноманы назовут другие документальные ленты, удостоенные статуэтки. Это действительно нишевая номинация, хотя важность документального кино сомнениям не подлежит. Никакой измены со стороны Disney Entertainment нет. Широкому зрителю нет необходимости знать о победителях-документалистах. Его интересует яркое шоу.
Но есть одно важное обстоятельство: вопреки традиции и зафиксированным выше и признанным зрительским потребностям в прошлом году из телеверсии не изъяли подобный фрагмент. Более широкая аудитория увидела оскаровский триумф документальной ленты Навальный канадца Дэниела Роэра. Таким образом, российский голос прозвучал по воле Disney Entertainment громче, чем в этом году - украинский. То есть голос России, несмотря на то, что она государство-агрессор, все равно весит больше украинского, голоса жертвы.
Мой вывод по всему: вряд ли надо искать руку Кремля и российский след именно в этой досадной и действительно проходной для зрительских масс во всем мире истории. Это не цензура. Никому в Disney Entertainment не заходили от российских партнеров крупные суммы в долларах на специальные счета за изъятие этих минут. Однако на факт, который возмутил неравнодушных украинцев, стоит смотреть шире.
Россия очень давно формирует повестку дня или, по крайней мере, как-то косвенно влияет на нее и вносит нужные коррективы практически во всех сферах по всему миру: от политики до культуры и спорта. Разве что на погоду не может влиять, хотя раздутые Кремлем войны все же негативно сказываются на климатических изменениях планеты. И во всех этих сферах Украине и украинцам надо наконец начать попытки формировать повестку дня, отличную от российской и пророссийской. Хочется, чтобы досадная история с изъятием Украины из телеверсии оскаровской церемонии дала наконец стимул для активизации движений, направленных на нивелирование или хотя бы уменьшение российских влияний.