Андрей Кокотюха: Три примера «мира поневоле», которые не сработают для Украины

Nov 25, 2023 19:26







24 ноября, 22:56

Снова прогнозируют неотвратимость договоренностей с врагом, и снова - не в Украине. На этот раз формулировка неожиданная

По мнению министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, Украина может быть невольно втянута в мирные переговоры с Россией. У нашей истощенной страны просто не будет другого выхода.

Потому что - здесь дипломат сам несказанно смущен - Северная Корея, мировой лузер под санкциями, поставляет своей союзнице России больше оружия и боеприпасов, чем весь ЕС - ВСУ. Закрытый диктаторский режим не боится наказания за это. Он вообще ничего не боится. Открытые демократические страны дуют на воду и боятся поражения России, военного и политического, больше, чем проигрыша Украины. И хоть они под зонтиком НАТО, все равно боятся. Ведь прежде чем заработает та самая статья 5 Вашингтонского договора, которая гарантирует ответный удар, агрессивные россияне успеют пусть несколько дней, но все же бомбить их города и убивать их жителей. И да, Елена Зеленская права: война после падения Украины не завершится, а пойдет дальше.



Заявление главы МИД одного из самых дружественных к нам государств дает повод оглянуться назад не только на несколько, но и на несколько сотен лет. Разговоры о вариантах переговоров и в дальнейшем - примирения воюющих сторон в формате, когда не удовлетворена ни одна и который считается в политике компромиссным, ведутся как минимум с 2015 года. Тогда же на разных уровнях и площадках зазвучали термины кореизация или финляндизация Украины. А недавно экс-глава НАТО Андерс Фог Расмуссен озвучил еще один формат мира - немецкий. Достаточно поверхностного знания истории ХХ века, чтобы разобраться, что тут к чему. Давайте разбираться.

Интересно, что все три примера являются успешными либо для целой страны - Германия - либо для части - Южная Корея, - либо для страны, которая потеряла в результате военной агрессии часть территорий - Финляндия. Однако ни один из них не удастся реализовать в Украине. Даже если бы вдруг власть в своем намерении навсегда или очень надолго установить справедливый мир получила поддержку политической оппозиции и активной части общества. Выйдя на новый общественный договор: победа - вот такая, другой не будет. И не менее интересно и красноречиво, что все три примера прямо и косвенно связаны с российской агрессией.

По большому счету, по состоянию на сейчас Украине выглядит привлекательным упомянутый господином Расмуссеном немецкий вариант. Политик отсылает к разделу Германии на две части после Второй мировой. Об этом договорились лидеры антигитлеровской коалиции в 1945 году в Ялте, когда крах Гитлера был уже очевиден. Но на оккупационные зоны побежденная страна была разделена еще четыре года. Потом разделилась на ГДР и ФРГ с государственной границей по Берлину. На контролируемой Кремлем части на сорок лет установилась диктатура. Западная Германия, как ее тогда называли, восстанавливалась и развивалась по плану Маршалла. А вскоре вступила в НАТО. Тем временем Союз развалился. Результат - Германия снова слилась воедино и деоккупированная часть автоматически вошла в альянс.

Да, звучит привлекательно. За исключением того, что вступление Украины даже частями для России неприемлемо. Это официальное заявление Кремля, и разве что писатели-фантасты смоделируют единственную благоприятную ситуацию. Мы пообещаем России в НАТО не вступать, закрепим две Украины на карте мира, потом дождемся, когда Путин уснет - и шмыгнем под зонтик Альянса за каких-то три часа. Путин продирает глаза - а мы уже в НАТО и освобождаем оккупированные территории. Согласитесь, даже озвученное недавно обещание советника ОП Михаила Подоляка, что Украину пригласят в НАТО через год, не дает уверенности, что проскочим, как две Германии.

Теперь - Финляндия и финляндизация. О ней, в частности, упомянул президент Франции Эммануэль Макрон за несколько недель до полномасштабного вторжения, пытаясь договориться с диктатором Путиным. Но термин всплывал в том же контексте и раньше, Макрон его просто повторил. Коротко говоря, речь идет о частичной подчиненности другому государству при номинальном сохранении суверенитета. Сюда же включается внеблоковость как обязательное условие. Шаг к НАТО - война.

В таких отношениях находились СССР и Финляндия после советского вторжения в страну осенью 1939 года. Четыре месяца войны, огромные потери Красной Армии, героическое сопротивление финнов, но - Московский мирный договор, потеря территорий, официальное закрепление новых границ. С тех пор и до развала СССР страна Суоми была буфером между Союзом и Западом. Хотя при этом развивалась значительно лучше и жила богаче. А в апреле этого года Финляндия вступает в НАТО, на что Россия не реагирует совсем. Имея Альянс вплотную к своей нынешней границе.

Опять заманчиво - отдать разбомбленные территории, закрепить и усилить новую границу, восстанавливаться по аналогу плана Маршалла. Затем по финской схеме и такими же темпами вступить в НАТО - и больше не воевать за откушенное. Договорившись: все, кто хотел, уже оттуда выехали, остальные - балласт, зато мир поневоле. Фокус в том, что Россия этого тоже не даст. Даже уменьшение украинских территорий и отделение того же Донбасса аппетитов Кремля не уменьшит. Это будет не мир. Только перемирие лет на восемь, и этим путем мы уже проходили.

Наконец - кореизация, или корейский сценарий, о котором вспомнил в начале этого года уже лично Путин. Просто и четко: распределение по примеру Северной и Южной Кореи. То есть погрузить оккупированные и аннексированные территории в аналог КНДР, хотя он уже давно там насаждается. А контролируемые Киевом быстро превратить в аналог Южной Кореи, включая молчаливый отказ от НАТО. Да, ежедневно есть риск возобновления боевых действий, потому что мир между Кореями до сих пор формально не заключен. Но верно и то, что пусть себе Россия дружит с искусственно созданными странами-лузерами, нам свое делать: свободная часть Украины станет и экономически развитой территорией, и мощным фронтиром для Запада.

Этот вариант тоже привлекателен для формата мирных переговоров, и так же невозможен для воплощения. Дело в очевидном: если КНДР вдруг таки решит воевать с другой, развитой частью страны, Россия не вмешается. По крайней мере - прямо. Быть эффективной ей не позволит география, из которой исходит логистика. В случае двух Германий Сталин хоть и готовился к войне и последующей оккупации Европы, ускориться помешала сначала незавершенная ядерная программа, затем - физическая смерть. Далее же Кремль вынужден был терпеть две Германии тоже из-за НАТО. Финляндия же не подавала признаков желания выйти из-под советского контроля, поэтому и продержалась до нынешнего статуса.

Украина же - пусть тоже поневоле, под давлением обстоятельств, когда Россия не оставила действующей власти другого выхода! - четко декларирует намерение вступить как в ЕС, так и под натовский зонтик. Ко всему прочему, отношение России к нам лишено каких-либо рациональных признаков. Так что ни одна схема «мира поневоле» не сработает.

Какая сработает? Не знает никто в цивилизованном мире. Разве что - тоже поневоле - страны НАТО вступят в войну на нашей стороне. Включая Америку. Но это тоже из области фантастики.






рф, агрессия, окончание, статья, кокотюха, украина, сценарии

Previous post Next post
Up