Блокада Ленинграда. Эвакуация. 30 фактов.

Sep 15, 2019 19:00

1. Кольцо замкнулось 8 сентября 1941 года и было прорвано 18 января 1943 года. Итогом операции «Искра» стало соединение под Шлиссельбургом войск Ленинградского и Волховского фронтов, был полностью освобожден сам Шлиссельбург и все южное побережье Ладожского озера.
2. Плановая эвакуация населения началась с 29 июня и продолжалась до 6 сентября 1941 года включительно. Тогда в тыл отправили 706 283 человека( по другим данным 774 876 человек ), из них: 164 320 человек от заводов, 401 748 - райсоветов, 117 580 - эвакопунктов и 22 635 человек от городской железнодорожной станции. В октябре и ноябре 1941 года эвакуация происходила водным путем - через Ладожское озеро. За это время Ленинград покинули 33 479 человек.
3.С вывозом ленинградских детей связана одна из самых страшных трагедий времен войны. Состав с двумя тысячами малышей был уничтожен немецким бомбардировщиком на станции Лычково( Новгородская область) 18 июля 1941-го. Немец прицельно сбросил на него порядка 25 авиабомб. Выжили 19 ребят, которые спрятались в картофельном поле. Всех погибших похоронили в братской могиле на кладбище Лычково.
4. На начало блокады ( по данные управления НКВД) в городе оставалось два с половиной миллиона человек.
5.В годы блокады в Ленинграде родились 95 тысяч детей. Большинство из них, около 68 тысяч новорожденных, появились на свет осенью и зимой 1941 года. В 1942 году родились
12,5 тысячи детей, в 1943-м - всего 7,5 тысячи
6 В период постройки ледовой трассы, до начала массовой эвакуации населения (22 января 1942 г.), походным порядком и неорганизованным транспортом через Ладожское озеро эвакуировалось 36 118 человек
7) На прямые рейсовые машины из Ленинграда до места погрузки в вагоны могли попасть лишь немногие. Большинство населения эвакуировалось в два приема, с пересадкой. Прежде всего нужно было добраться до Финляндского вокзала и поездом проехать до западного берега Ладожского озера. Этот отрезок пути был сравнительно легким. Значительно труднее было выждать очередь на машину и преодолеть Ладожское озеро в условиях систематических бомбежек и артобстрелов. Конечными пунктами изнуряющего пути были станции Жихарево, Лаврово и Кабоны. На каждой из трех станций находились эвакопункты, имевшие теплые помещения и средства питания для людей. Отсюда эвакуируемые направлялись в глубокий тыл.
8) Эвакуация из Ленинграда была платной, родители, отправившие детей в эвакуации, должны были так же ежемесячно вносить плату на их содержание.(????)
«Имея мешок крупы или муки, можно стать обеспеченным человеком. И подобная сволочь в изобилии расплодилась в вымирающем городе». «Уезжают многие. Эвакуация - тоже прибежище спекулянтов: за вывоз на машине - 3000 рублей с головы, на самолете - 6000 рублей
Средняя зарплата в 1941 году 350 р. в месяц.
9) На полуторатонную машину ГАЗ-А садилось 12 человек с вещами, а на автобус - от 22 до 25 человек.
10) В первый период массовой эвакуации по ледовой трассе в эвакопункт в Борисовой Гриве нерегулярно поступали автомашины для перевозки людей через озеро. Ситуацию нормализовать получилось с большим трудом. Весной 1942 г. в непосредственной близости от Борисовой Гривы и в самом поселке было обнаружено и захоронено 2813 трупов
11) По спискам врачей Тихвинского эвакопункта за четыре месяца 1942 г., с января по апрель включительно, умерло в железнодорожных вагонах в пути следования до Тихвина 482 человека. За это же время в инфекционной больнице Тихвина умерло 34 человека.
12) Изрезанная торосами ладожская Дорога жизни официально называлась военно-автомобильная дорога №101. Её протяжённость составляла порядка 44 километров и около 30 из них - по льду озера. Дорога представляла собой две полосы по 10 метров каждая с расстоянием в 100-150 метров друг от друга. Но она не была статичным объектом - запаса прочности льда хватало в среднем на две недели, после чего трассу фактически приходилось прокладывать заново, на значительном удалении от прежней. Каждого водителя, съезжающего на лёд, провожала табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».
13) По решению Военного совета Ленинградского фронта каждый эвакуируемый на Финляндском вокзале получал горячий обед и 500 г хлеба. После обеда, перед посадкой в вагоны, ленинградцы получали хлеб на путь следования по специальным талонам из расчета по 1 кг на человека. В первый период массовой эвакуации эвакопункт Борисова Грива снабжал ленинградцев хлебом и супом. С 23 февраля 1942 г. питание в Борисовой Гриве было прекращено.
14)Через каждые 5 км на дороге должны были стоять питательно-обогревательные пункты, однако некоторые очевидцы говорят, что санитарные палатки и пункты обогрева находились друг от друга не менее чем в 7-8 километрах.
15). В Жихареве, Лаврове и Кабоне ленинградцы получали горячий обед из двух блюд и по 150 г хлеба. Кроме того, эвакопункты выдавали каждому в дорогу по 1 кг хлеба и по 200 г мясных продуктов. Дети до 16-летнего возраста дополнительно получали по одной плитке шоколада.
16). В первую зиму существования Дороги жизни в окрестностях Ленинграда стояли лютые морозы - в ночь на 31 декабря было зафиксировано -51,7 °С
17).
18).Эвакуация по воздуху проводилась Московской авиагруппой особого назначения и Северная особая авиационная группа Гражданского воздушного флота.
19) В новгородских лесах, в 250 км к юго-востоку от Ленинграда, были расширены и укреплены взлётные полосы аэродромов Хвойная и Кушеверы, на которые из Внукова перебазировались 35 «Дугласов» МАОН. 7 октября начались регулярные полёты в Ленинград.Задолго до рассвета рассредоточенные вдоль опушки леса «Дугласы» выруливали на старт и по сигналу ракеты тройками поднимались в воздух. Флагманский корабль ждал, когда каждый из 9-12 самолётов группы займёт своё место в строю в форме клина, после чего воздушный караван переходил на крейсерскую скорость и ложился на курс. На полпути, в районе Тихвина, ведущий давал сигнал ракетой условленного цвета - и с аэродрома Кайвакса взлетало прикреплённое звено истребителей прикрытия, пристраивалось к группе и сопровождало её на самом опасном участке через Ладожское озеро до Ленинграда.Весь путь над Ладогой самолёты шли на бреющем полёте, прижимаясь к воде. Ведущий летел на высоте 2-3 метра, остальные следовали за ним с небольшим превышением на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Караулившие на трассе «мессершмитты» атаковали «Дугласы», стараясь отсечь машины, отставшие от группы. Тогда «Дугласы» смыкались в плотный треугольник, отражая нападение противника из бортовых пулемётов.
Пройдя Ладогу, самолёты выходили к мысу Марьин Нос, где находились входные ворота в Ленинград, и брали курс на аэродромы Комендантский или Смольное. Первыми садились истребители, у которых горючее уже было на исходе, за ними «Дугласы».
20).За период с 7 октября по 29 декабря 1941 года самолёты Московского авиаотряда особого назначения, совершив 3111 вылетов в осаждённый Ленинград, доставили 1909 тонн грузов, 4325 тонн продовольствия и вывезли 50 099 человек. 29 декабря «Дугласы» перебазировались обратно во Внуково, и авиаотряд перешёл в распоряжение командования Западного фронта.
21) Лётчики Северной особой авиационная группа Гражданского воздушного флота ежедневно доставляли в Ленинград грузы и вывозили из блокированного города больных, раненых, а также вооружение и дефицитные материалы. По воздуху было эвакуировано более 52 тысяч человек, из них около 20 тысяч квалифицированных рабочих, специалистов, учёных; только за сентябрь - декабрь 1941 года авиагруппа доставила в Ленинград 3605 тонн пищевых продуктов, 1273 тонн боеприпасов и вооружения, 26 тонн медикаментов и 138 тонн почты.В Ленинград возили все, начиная от пушек, дизелей к танкам и кончая разными концентратами. Из Ленинграда - в первую очередь цветные металлы.
22) В результате самоотверженной работы уже 30 июня 1941 года из Ленинграда ушел первый железнодорожный состав с ценностями Эрмитажа, а 20 июля был отправлен второй эшелон. В общей сложности примерно из 2 миллионов единиц хранения было эвакуировано около 1 миллиона 200 тысяч самых ценных экспонатов. Все сведения об эвакуации были строго засекречены. О том, что везут в вагонах, не знали даже железнодорожники, которые вели состав. Они могли только догадываться, что это было нечто ценное: один из вагонов был бронированным, а весь состав прикрывали от бомбежек зенитные орудия, размещенные на платформах.
23).Эвакуированные ценности были вывезены на Урал - в Свердловск (ныне Екатеринбург). Интересно, что в Свердловске не нашлось такого большого помещения, в котором бы уместились все ценности Эрмитажа, поэтому они были распределены по трем помещениям. Большая часть коллекции разместилась в Свердловской картинной галерее, остальными местами хранения стали польский католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.
24)В навигацию 1942 г. по Ладоге продолжалась эвакуация населения Ленинграда. Постановлением Военного совета Ленинградского фронта от 18 мая 1942 г. было намечено эвакуировать 300 тыс. человек, главным образом женщин с двумя и более детьми, нетрудоспособных лиц, членов семей рабочих и служащих ранее эвакуированных предприятий, семей военнослужащих, детей из детских домов, раненых, инвалидов Отечественной войны. Первым днем эвакуации было назначено 25 мая
25) Всего из Ленинграда с июля 1941 г. по октябрь 1943 г. в глубь страны было эвакуировано 70 предприятий, 22 проектных, 11 конструкторских и 7 строительных организаций, 70 319 единиц металлорежущего, металлодавильного, технологического и другого оборудования, 58 тыс. единиц электромоторов, 22 комплекта котельных агрегатов, 23 комплекта гидро- и турбогенераторов, теплоэлектростанций общей мощностью 30 МВт, 93 паровоза, 6 тыс. железнодорожных вагонов, на 2 051 900 тыс. р. готовой продукции и полуфабрикатов, 125 тыс. т черных металлов, 31 тыс. т цветных металлов.
26) Всего за время эвакуации утонуло пять буксирных пароходов и 46 барж. Трагедия 17 сентября 1941 года унесла около 500 жизней.
27) Всего утонуло 15 полуторок.
28) Нет информации о сбитых самолетах гражданской авиации.
29) Зимой 1942/43 годов по льду озера даже начали строить железную дорогу. Идея состояла в том, чтобы построить очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо большее количество грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Она должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном.Дело дошло до испытаний, когда прорвали блокаду.

30. 1 ноября 1942 года эвакуация из Ленинграда была официально закончена. Далее выезд из города производился лишь по спецпропускам.
Previous post Next post
Up