В воскресенье 31 мая в Москву приехал французский режиссер Франсуа Озон, снявший фильмы: 8 женщин, Время прощания, Капли дождя на раскаленных скалах, Крысятник, Криминальные любовники, Ангел , 5х2. С 4 июня в кинотеатрах выйдет в прокат его новый фильм «Рики» о необыкновенном ребенке. На премьере фильма Франсуа захотел присутствовать лично. Мне посчастливилось присутствовать на встрече с ним в кинотеатре «35 мм». Я была поражена тем, как молодо он выглядит и его чувством юмора.
-Франсуа, Божур!
- Бонжур!
-Франсуа, расскажите о себе. Где родились, учились, как достигли такого мастерства, почему Вы решили стать режиссером?
- Я родился во Франции в Париже, очень давно. =). Увлекался классической литературой. У отца была камера. Я считал, что он очень плохо снимает. Однажды я взял камеру у отца и начал снимать. Закончил La Femis- это национальная кинематографическая школа, которая дает хорошее образование.
-Почему в Ваших фильмах с героем отца обычно что-то случается? Связано ли это с Вашими отношениями с отцом?
-Возможно, это желание убить собственного отца(смеется). Я предпочитаю делать это в фильмах.
-Почему героев в Ваших фильмах зрителю не жалко? Умер, и слава Богу!
- Я очень люблю своих персонажей. Они должны отличаться от обычный людей. Я люблю их за уникальность.
- Почему в каждом Вашем фильме присутствует смерть?
-Две самые интересные вещи в кино для меня: смерть и любовь ( как сам факт). А для режиссера самое интересное их снимать.
-Что стало с женщиной на пляже, у которой утонул муж? (фильм Песок)
-Интересна не сама смерть, а отсутствие этого человека. Остается загадкой для зрителя , что стало с героем. Я снимал так, словно ее муж приведение.
-Что послужило отправной точкой для фильмов? Они с Вами всегда или возникают, как реакция на повседневность?
-Когда был маленьким, я ходил на пляж с родителями и однажды увидел, как муж одной девушки ушел в море и не вернулся.
-Что является движущей силой фильмов?
-Каждый случай отдельная история. Во Франции были заказы на тему «Все женщины сумасшедшие». Я отталкивался о этого. Что касается последнего фильма (Рики), я прочитал книгу и захотелось снять.
-Любите ли вы читать?
-Времени на чтение очень мало. Когда я читаю, я сразу вижу новый фильм.
-Кто написал книгу о Рики? Если какой-то подтекст в образе летающего ребенка?
-Новелла Рост Герман. Я не много изменил ее. Я хотел все смешать и узнать, что получится. Кто-то может найти негативное и исключающее, кто-то позитивное , каждый видит свое в образе летающего ребенка.
-Как Вы относитесь к младенцам? Считаете ли Вы период жизни в утробе матери очень важным? Почему в Ваших фильмах Вы часто снимаете детей или затрагиваете тему рождения ребенка?
-Долгое время меня волновало тема детей. Возможно из-за того, что я мужчина и мне не дано это испытать. Много детей исполняло роль Рики, было очень сложно снимать их, потому что во Франции закон разрешает снимать младенцев не больше 1 часа в день.
-Вопрос касающийся вдохновения! Что послужило вдохновением для Ваших фильмов? Как появляются такие сцены, как в фильме Капли дождя на раскаленных камнях, когда девушка не может открыть окно?
-О! Это очень странная история =)). Был очень маленький бюджет фильма, и декоратора не предупредили, что окно в комнате должно открываться. Возникла проблема. Я был очень зол. И тогда было решено снять то, что она не может открыть окно. После окно удалось открыть и мы сняли другой кадр. На конечном монтаже было решено, что кадр с закрытым окном намного эффектнее.
-Считали ли Вас в детстве ангелочком, как Рики, или же скорее дьяволенком?
-Я скорее был дьяволенком. Дети не обязательно должны быть ангелами. Как сказал Фрейд: Маленькие развратники стремятся получать удовольствие везде и во всем. =)
На самом деле, я не хочу делать вызов, а просто желаю рассказать вам историю.
-Ваши фильмы являются провокаторскими?
- Я просто повзрослел. Раньше мне надо было больше провоцировать, а сейчас провокации принимают более гладкие формы =)
-Кто все-таки главный на съемочной площадке? В Голливуде , мы знаем, что продюсер. Как обстоит дело в Париже?
-Я сам работаю с камерой. Оператор занимается светом. Это убыстряет ситуацию. Для меня работа с техническим отделом такая же как с актерами, каждого надо направлять!
-Считаете ли Вы себя французским режиссером? Фильм «8 женщин»- сочетание американских и французских форм.
- В этом фильме, я хотел поговорить о Франции 40-50х гг. Те песни, которые поют в фильме- это песни известны во Франции. Но французские актрисы танцуют не так хорошо, как Американские).
-Кто занимался подбором песен? Сложно ли было работать с американскими актрисами?
-Песни выбирал я. У каждой актрисы была определенная роль и типаж. Я старался подбирать песни в соответствии характером героинь.
-Какой идеал мужской красоты? Вам нравятся рыжеволосые парни?
-Малик Зиди (Франс в фильме «Капли дождя на раскаленных скалах») очень чувствительный юноша, поэтому я его выбрал на роль. Он был готов сыграть ее.
- Вопрос от начинающих актеров. Как попасть к Вам в фильм? Как проходит кастинг? Важно ли для Вас в фильме известный актер или нет?
-Я люблю смешивать известных и неизвестных. Чтобы сниматься в моих фильмах, нужно говорить свободно на французском языке и выслать фотографии в отдел подбора актеров.
-Есть ли границы Вашей смелости? В жизни вы такой же смелый, как в фильмах?
-Я абсолютно не ставлю вопрос таким образом. Самое главное- это рассказать зрителю историю, и чтобы после просмотра, он изменился. В жизни я не такой смелый, как в фильмах.
- Вы создаете впечатление милого и обходительно мужчины, именно таких мы и представляем французов. На сколько работа режиссера требует жесткости?
- Работа режиссера очень сложная. На площадке он понимает, что не все, что задумано, можно осуществить. И надо быть прагматичным. Я адаптирую сюжет в зависимость от настоящих условий, будь то дождь или еще что-то не запланировано.
-После просмотра фильма «Ангел», сложилось впечатление, что Вы женоненавистник?
-Для меня это не ненависть к женщинам. Я хотел показать, что женщины такие сложные, как и мужчины, если не сложнее
-У Вас есть любимце режиссеры?
-Джордж А. Ромеро, Райнер Вернер Фасбиндер.
-Какой из Ваших фильмов был снять абсолютно так, как Вы это задумали, прочитав сценарий?
-Я еще не приблизился у идеалу, когда сниму идеальный фильм, тогда и остановлюсь!
Я не горжусь своими фильмами. Я думаю о будущем кинематографа.
-Вы первый раз в Москве?
- Нет (улыбается) . Я думаю, уже четвертый.
- Что для Вас смысл жизни?
-Дети, любовь, семья, кино, как искусство.