Статья, конечно, спорная. Но беру к себе, т.к. есть хорошая подборка картинок и объяснения к ним.
автор статьи: Gur Khan (
http://gurkhan.blogspot.co.il/2015/04/blog-post_30.html)
Подтверждаю слова Андрея Тарасенко!
Один мудрец как-то сказал: "Платон мне друг, но истина дороже". В данном случае, конечно, уместен перефраз: "Барон мне враг, но истина дороже". Что хочу сказать, с появлением первых фот танка Т-14 "Армата" у народа проявился просто самый нездоровый интерес. При этом, извините, но лично меня достают больше всего всякие там "Ура-патриоты", по смутным фото пытающиеся чего-то намерять, додумать, как-то коряво нарисовать, и в итоге приправить такой патокой и елеем, что просто тошнит от сладкого. Андрей, как всем известно, ярый ненавистник всего что исходит из Тагила, в своем блоге и так высказал мысль о том, что "Армата" в целом не плохая машина, и, наверное, даже это лучшее что сейчас есть в мире. Думается, что одно это экспертное высказывание из "вражеского стана" стоит многого! Но, он совершенно справедливо, высказал и ряд критических замечаний. С ними можно соглашаться, можно не соглашаться. Вот все те же "Ура-патриоты" обиделись на его слова о том, что защита крыши, и в особенности люки экипажа на Т-14 защищены, судя по всему, куда слабее чем ожидалось. За это его чуть не съели наши "каннибалы". Достали до того, что он обратился ко мне за подтверждением своих слов. Я его слова подтверждаю!
На чем основывается наша уверенность? Да просто на опыте предшествующих не состоявшихся "перспективных" машин. Это украинские об.490А и 477, питерский об.299, и даже тагильский об.195. На всех этих танках защита крыши и люков была, как видно, существенно лучше. Ну, по крайней мере, потолще :)
Рискну пойти на получение некоторых неприятностей, но опубликую тут у себя ряд схем, собранных в разное время из разных источников. Сразу оговорюсь, что они не в масштабе, но в целом пропорции соблюдены. Тем не менее из них очень хорошо видно, что представляли собой люки упомянутых выше монстров.
И так, по хронологии:
Люки танка об.490А
Начнем разбор с украинских машин. Первым идет об.490А. Картинка вверху слева - башенный люк (продольный разрез). Вверху справа - люк мехвода (продольный разрез). Внизу он же, только в поперечном разрезе. Впечатляет, не правда ли?
Но на об.477 все еще круче:
Люки танка об.477
Представлены поперечные разрезы левого башенного люка (вверху) - правый практически такой же, только зеркальный, и люка мехвода (внизу).
А вот люк капсулы танка из Ленинграда - об.299. По схеме сложно судить о его строении, но согласитесь, что габарит (в сравнении с головой человека) весьма и весьма! Ну и крыша сама по себе планировалась там будь-здоров!
Люк капсулы об.299
А вот что делали сами тагильчане на своей предыдущей машине - танке об.195:
Люки танка об.195
Левый и правый люки отделения управления (в корпусе). То же так весьма солидно. Тут и ДЗ, и комбинированная преграда...
Ну исравните это с люками "Арматы":
Люки танка Т-14 - об.148
Выводы, чтоб потом и меня не обвиняли в предвзятости или каких набросах, делайте сами. Понимаю что видно хреново, но ждать "премьеры" осталось не долго. Прошу отметить что внутренняя часть люков на "Армате" вогнутая, что при наблюдении дает некий эффект увеличения толщины.
Прошу меня понять, от того, что все запоем будут петь "Армате" аллилуйную, машина лучше не станет. Для того, что бы ее довести до совершенства нужна конструктивная критика! Без критики наступит деградация. Лучше уж сейчас какой-нибудь криворукий оболдуй-конструктор получит по башке, чем потом упрощения и недоделки аукнутся на поле боя.
Еще раз скажу, уже от себя, "Армата" - хорошая машина. Ее обязательно нужно доводить до серии. Иначе все - будет алесс капут российскому танкостроению. Но, может быть, не стоит торопиться и все таки вначале довести этот танк спокойно до ума???