Ко мне довольно часто приходят проекты, которые взяли или собираются взять инвестиции на разработку продукта. Тех, кто только собирается это сделать, еще можно спасти.
Когда вы берете деньги, которых хватит только на разработку, вы роете себе могилу. Допустим, этих денег хватит на то, чтобы создать продукт. И что вы будете с ним дальше делать? Вы окажетесь в ситуации, когда у вас уже есть продукт, который пока не приносит дохода, им еще не начали пользоваться. Вам нужно вкладываться в продвижение, привести пользователей, выяснить, чего они на самом деле хотят, и дорабатывать, дорабатывать, дорабатывать продукт. А у вас уже кончились деньги.
Стартап, у которого уже есть продукт, но еще нет доходов - наименее вероятный кандидат на привлечение следующего раунда инвестиций. С момента, когда вы брали первый раунд, ваши ожидания по стоимости бизнеса возросли - вы же уже вон сколько сделали, вам нужно больше денег, и стоимость бизнеса вы оцениваете выше. Но риски вашего бизнеса ни капельки не уменьшились - вы как не знали, будет ли бизнес зарабатывать, так и не знаете. В результате получается, что для инвестора ваш проект менее выгоден, чем конкурент, который только начинает разработку продукта. И вы оказываетесь в пролете.
Когда вы привлекаете инвестиции, денег должно хватить на то, чтобы выйти в точку безубыточности. С помощью этих денег вы приводите бизнес в состояние, в котором он может существовать достаточно долгое время без дополнительных вливаний. Иначе вы окажетесь в ситуации, когда вам срочно нужны деньги, без которых бизнес помрет - и инвесторы в лучшем случае начинают выкручивать вам руки.
Из этого правила, конечно, есть исключения. Например, если вы делаете массовый сервис, задача которого - набор пользовательской базы, а не генерация денежного потока. В этом случае вы не выйдете на безубыточность после первого раунда, вам нужно показать не деньги, а быстрый рост аудитории. Но принцип остается тем же - у вас должны быть деньги на то, чтобы бизнес продолжал функционировать, пока вы ищете следующих инвесторов.
Если вы привлекаете деньги на разработку продукта - остановитесь. Посчитайте, сколько денег потребуется на разработку, и умножьте эту сумму хотя бы на три. Эти деньги понадобятся вам на продвижение и доработку - после того, как у вас появятся первые пользователи, вы обнаружите, сколько всего вам еще нужно доделывать, чтобы клиенты начали платить.
На что вы будете жить, когда инвестиционные деньги закончатся? Ваш бизнес должен продолжать существовать, когда вы потратите те деньги, которые привлекаете сейчас. А привлечение следующего раунда может занять гораздо больше времени, чем вы ожидаете. Подумайте заранее о том, какие источники будут покрывать текущие расходы компании, когда нынешний раунд закончится.
А теперь пересчитайте
финансовую модель и обрадуйте инвестора.
Запись опубликована
Startup Magic. You can comment here or
there.