История здания
Института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, или бывшего Странноприимного дома графа Николая Петровича Шереметева, похожа на необычную и захватывающую повесть, в которой есть и любовь, и трагедия, и милосердие, и искусство.
В Москве это здание сегодня, пожалуй, одно из самых узнаваемых и красивых, обязано оно этим итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, который изменил облик фасада и сделал дом больше похожим на дворец, чем на больницу для бедных.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Началось все романтично, граф Николай Петрович Шереметев влюбился и в 1801 году обвенчался с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Ивановной Жемчуговой. Причем полюбил граф ее не только за талант и красоту, но и за ум и доброе отношение к людям, что, видимо, по-настоящему вдохновляло. Шереметев и его супруга начали устройство Странноприимного дома, в котором могли бы принимать и лечить бедных и всех нуждающихся бесплатно. Для застройки был выбран участок земли тогда еще на окраине Москвы - на "Черкасских огородах" около Спасской улицы.
Проект поручили русскому архитектору Елизвою Назарову, кстати, ученику Василия Баженова. Он спланировал довольно практичный ансамбль по образцу городской барской усадьбы восемнадцатого века. В него, помимо главного здания, входили еще два флигеля для прислуги и сотрудников, дом главного смотрителя, управлявшего деятельностью учреждения, и дом главного врача, руководившего больницей, отмечается на сайте НИИ им. Склифосовского. Земельные владения графа, на которых расположилась усадьба, составляли довольно большой участок, и это позволило также обустроить аптекарский огород и сад для прогулок больных.
ЧТО СДЕЛАЛ КВАРЕНГИ
В 1803 году Прасковья умерла от болезни, и Шереметев, расстроенный из-за смерти любимой жены, решил превратить близкий уже к завершению Странноприимный дом в памятник ее милосердию. Он показал проект итальянцу Джакомо Кваренги, и тот предложил несколько изменить проект.
Некоторые архитекторы, кстати, даже на эту тему иногда шутят, что это прекрасный и поучительный пример работы - "приделал ротонду с колоннами и стал сразу соавтором проекта".
На самом деле, конечно, Кваренги внес значительные изменения, он превратил довольно утилитарное здание в произведение искусства. В частности, именно своей полукруглой колоннадой, которой оно обязано архитектору, здание знаменито и примечательно.
Кваренги преобразил и придал экспрессию фасаду здания, а также перестроил домовую церковь Живоначальной Троицы, пристроив к ней обходную галерею, которая соединила два крыла дома с больницей и богадельней. Открытие Странноприимного дома, рассчитанного на опеку 100 нуждающихся, состоялось в 1810 году, но уже без Шереметева - он умер от простуды почти за год до этого события. А французы в 1812 году, войдя в Москву, даже приняли дом за дворец какого-нибудь вельможи, но с удивлением поняв, что это странноприимный дом, устроили в нем госпиталь и не грабили.
ИСТОРИЯ
В начале XIX века здесь также базировалось московское отделение Медико-хирургической академии. А с 1884 года Шереметевская больница стала клинической базой университета. В годы войн и революций больница была госпиталем и принимала раненых. Кстати, за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотворительностью воспользовалось около 2 миллионов человек, согласно данным на сайте НИИ.
В 1919 году при Шереметевской больнице была создана Станция скорой помощи, а в 1923 году -организован Научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови, которому присвоили имя выдающегося русского хирурга - основоположника неотложной хирургии Николая Васильевича Склифосовского. В 2001 году постановлением правительства Москвы здание было решено реставрировать и восстановить его первоначальный облик времен Шереметева.
Читать далее:
НИИ имени Склифосовского. "Архитектурные штрихи" итальянца Кваренги | Места | В Москве