«ТРУБАДУР» Венский филармонический оркестр Концертная ассоциация хора Венской оперы под руководством Эрнста Раффельсбергера
Дирижер - Даниэль Гатти Постановка и сценография - Алвис Херманис Художник по костюмам - Ева Дессикер Художник по свету - Глеб Фильштинский Драматургия - Ронни Дитрих Либретто - Сальваторе Каммарано
Действующие лица и исполнители: Граф ди Луна - Пласидо Доминго Леонора - Анна Нетребко Азучена - Мари-Николь Лемье Манрико - Франческо Мели Феррандо Риккардо Zanellato Инес - Диана Галлер Руис - Жерар Шнейдер Зингаро - Раймундас Юцуйтис
Все смешалось в сюжете Трубадура- походы, рыцари, любовь, яды, месть... Великолепная музыка, сложнейшие арии и сцены, в которых нет возможности подхалтурить. При этом дурно-чудовищный сюжет.
Идея постановки, на мой взгляд, оригинальна, захватывающая и органичная. Умелое соединение исторического и современного всегда интересно. Это поражадает смещение акцентов и новый взгляд на оперу."Трубадур"- еще одна опера( первая- "Волшебная флейта), которую наименее возможно испортить режиссурой.Технические средства, сценография-все на редкость работает на воплощение замысла спектакля.Интересны решения с первой картиной и песней Азучены( в порыве рассказа о картине, забирающейся на банкетку)- сотрудники музея ведут обычную экскурсию- очень естественно в рамках сюжета оперы. Образ Манрико оригинально-забавен: ди Луна- смотритель музея- борется с картиной, Леонора любит картину и умирает за нее....Но каши маслом не испортишь.
Венский оркестр и хор Венской оперы порадовали звуковедением, динамикой, общей гибкостью и балансом.
Анна голосово понравилась не везде, особенно в начале ухо задевал далекий и широкий звук, при этом с свободным и собранным выходом на верх.( Возможно, это издержки трансляции и аппаратуры). Анна очень точно охарактеризовала героиню: " Умирает за любовь?...а зачем?...Ради красивой музыки пойдем умирать за любовь". Каждый раз после просмотра/прослушивания думаю об образе Леоноры и прихожу к выводу, что ее просто не прописали драматургически. Всем дали каскад партии, а ей нет.Лейтмотив- " Леонора падает без чувств"( клавир). Сцена дуэли была оооочень ожидаема: достали оружие и поют с ними огромный терцет. Во всех видимых мною постановках( кроме одного состава)эта сцена решалась именно так. Логичнее, как мне кажется, доставать оружие в конце сцены.
Солисты порадовали четкой дикцией и выразительному отношению к слову. Франческо Мели не стал для меня заразительным.То ли харизма партнеров перекрывает, то ли это его свойство самого по себе.Робкий, не уверенный, особенно на контрасте с умирающей Нетребко.
Ничего не скажу про Доминго(голосво)так как не умею слушать мужские голоса. Только, как мне показалось, в этой партии он очень устает. Относительно образа подумалось- а так уж любит ди Луна Леонору, если всеми средствами пытается ее заставить быть рядом. С одной стороны,да, не отступается, борется, а с дугой- его любовь к ней маниакальна.
Сцена в монастыре красиво-прозрачна и одновременно с тем насыщенна. Хор монахинь проникновенен, не с пустыми глазами и лицами.
*Первая часть спектакля прошла на одном дыхании. Я не поверила, что прошло почти полтора часа. Специально глянула- 1.20, а ощущение, будто прошло 30-40 мин. Не больше.Не понимаю западной традиции выходить на поклоны в середине оперы. Герои превращаются в актеров и людей*
Не совсем понятно решение финала ансамбля Азучены, ди Луны и Феррандо, в плане света или отыгравания. Или перемещение света, или вглядывания в цыганку приводят к фразе- я узнал ее. А получилось так- Феррандор смотрит на нее обычным взглядом и потом вдруг заявляет,ч то он узнал, что она та самая цыганка....
*Всегда восхищает операторская работа в трансляциях. Ведь оператор- это наши глаза. Вот он крупный план лиц, плавный переход,массовая сцена, деталь- в данном случае это кольцо, которое через несколько сцен "пригодится" глазу зрителя*
Последнее действие.Стремительное развитие событий. Леонора, Азучена и ди Луна снова смотрители музея. Опять же из-за музейной темы в спектакле меняются текстовые акценты. От постановки к постановке Нетребко все более органично раздевается в кадре/площадке/на сцене. Без надрыва и пошлости. Ее раздевание-одевание работают на замысел.Этим жестом грань между видением, сном( историей) и музеем-реальностью стирается. Предощущение "D'amor sull'ali rosee..."и "Miserere..всегда вызывает мурашки. Гибкость- глубина, красочность, одновременно с тем пронзительность притягивает. И наверное только Анна знает, чего ей стоила эта сцена.
Блестяще проведенный дуэт "Qual voce!.. Come!..Борющаяся до конца, решительная, но не переходящая на крик(= не срывающаяся в истерику) Леонора и добившейся своего, вожделеющий ди Луна составляют сильный ансамбль. Полубред Азучены шикарно проведен Мари-Николь Лемье. Грани между обычным разговором ибредом не видно и именно этим сильна эта сцена. Азучена слышит сына, слышит несуществующие пока что шаги конвоя и не чувствует, что из слышимого реальность, а что нет. Миманс бьющийся в беззвучной агонии добавляет сцене красок.Фанатизм ди Луны подчеркивает сцена умирания Леоноры. Умирает его любимая женщина( умирает с удивительным чувством меры), он же занят только ее обманом.Такую режоперу я принимаю!Эту музыку не хочется отпускать. Не зря Нетребко готовила эту партию длительный срок.