Оригинал -
http://derevo-peremen.kiev.ua/stati-2/psikhologiya/280-sut-nazvanij-arkhetipov СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ. АРХЕТИПЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ
Введение или Историческая справка о системе двенадцати архетипов
Кэрол Пирсон - ученый, президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения). Мы предположили, что она не ограничилась книгой по маркетингу, и зашла в своих исследованиях куда глубже.
К счастью, наше подозрение подтвердилось: работа по брендам - это лишь частный случай применения архетипической системы к маркетингу. Сама книга является специальной, предназначена для бизнес-структур. В ней обучают, как привлечь покупателей, декларируя принадлежность той или иной вещи к какому-нибудь архетипу. Иными словами, книга описывает внешнее проявление, атрибутику архетипа для стороннего наблюдателя и потребителя.
Но концепция архетипов, блестяще начатая в работах Юнга, куда больше, чем бренды и маркетинг. И мы заинтересовались, как эта тема развивалась в книгах Кэрол Пирсон.
Все началось с диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By), где был описан путь героя через шесть архетипов. Путь начинается с Невинного (Innocent), который, сталкиваясь с первыми трудностями, становится Сиротой (Orphan). Отправляясь на поиски себя, герой превращается в Искателя (Wanderer) и доказывает самому себе и всем вокруг, что он ценен, будучи Воином (Warrior). Когда доказательства собственной ценности собраны, герой превращается в Альтруиста (Altruist), щедро делясь с окружающими. Он возвращается к состоянию Невинного (Innocent) и может дальше менять свою жизнь будучи Магом (Magician). Книга стала бестселлером, было продано около четверти миллиона экземпляров. По словам Кэрол Пирсон, книга оказалась для многих читателей навигатором по тому, какой шаг сделать на следующем этапе своего пути.
Кэрол продолжила свои исследования, и в 1991 году вышла её следующая книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов чтобы найти себя и изменить свой мир» (Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World). И именно здесь появляется та самая дюжина архетипов, что нам знакома, и нанизываются они на концепцию «путешествие героя» (которую впервые описал Джозеф Кемпбелл в книге «Герой с тысячью лиц»).
Здесь все архетипы укладываются в три этапа: подготовка к странствию, само путешествие и возвращение домой. К огромному нашему сожалению, на русском языке эта книга не выходила, и поэтому мы сделали собственный перевод самого важного - структуры архетипов.
А уже после выхода «Пробуждения внутреннего героя» Кэрол Пирсон сосредоточилась на практическом применении архетипической системы в лидерстве и организациях, и в 2001 году - как частный случай практического применения архетипов, в соавторстве с бизнес-леди Маргарет Марк выходит книга «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes). Только эта книга на данный момент была переведена на русский язык в 2005 году. Здесь архетипы структурированы по тому принципу, какое сообщение (или, как говорят рекламщики, какой месседж) они доносят до потребителя, чтобы человек, узнав архетип, совершил акт потребления. Иными словами, книга помогает выстроить внешние проявления архетипа, что, без проработки внутренней, ведет к имитации, а не к архетипической сути.
Сейчас Кэрол вернулась к универсальной работе по архетипам, и в 2013 году вышла ее последняя (на данный момент) книга «Восход Персефоны: Пробуждение внутренней героини» (Persephone Rising: Awakening the Heroine Within). Исследование посвящено тому, какие уроки может вынести современная женщина (и современный мужчина, исследующий свою женскую часть) из мифов о Деметре, Зевсе, Персефоне и Дионисе.
Множество людей в русскоязычном пространстве при своих исследованиях архетипов опираются на материал по брендингу, который, очевидно, имеет неполный характер и касается лишь внешних проявлений. Чтобы дополнить имеющуюся картину, предлагаем вам неизвестную русскоязычному читателю структуру 12 архетипов, разработанную Кэрол Пирсон в книге «Пробуждение внутреннего героя», поскольку нам кажется важным не только посмотреть на внешнюю, часто имитационную, сторону каждого их архетипов, но и осознать глубинные мотивы каждого из архетипов, побуждающие героя начинать, продолжать и завершать свое путешествие.
____________
Особенно важным нам кажется предельно уточнить название архетипа, которое имел в виду автор. Мы заметили, что местами это сильно влияет на понимание характера. В толковании каждого названия архетипа мы задействовали перевод каждого из английских слов, которыми автор характеризует каждый тип, и кроме того, обратились к этимологии этих слов, чтобы быть уверенными, что не упущено никакое значение.
Архетипы и Этапы путешествия Героя
СПИРАЛЬ АРХЕТИПОВ
А теперь мы немножко расшифруем эту таблицу и перескажем вам простыми словами то, что в ней описано. Разные авторы пробуют уложить порядок прохождения архетипов в какую-нибудь систему, например, в этапы развития человека по возрастной психологии (работы Э. Эриксона). Но это не кажется однозначным. Эта же идея Пирсон про архетипическую спираль как описание Пути Героя видится куда более подходящей, поскольку идея путешествия героя архетипична сам по себе, а значит, созвучна человеческому бессознательному.
Итак, первые четыре архетипа - это период, когда человек осознает сам себя, свое окружение и свои задачи по отношению к другим людям, то есть, базовая социализация. И, начав с нежности Невинного, он сталкивается с первыми утратами и проблемами, становясь Сиротой, которому крайне важно стать в итоге кому-нибудь Своим Парнем. Человек растет, набирается сил и постепенно обнаруживает, что желающих показать себя много. Он учится настаивать на своем и выбивать себе место под солнцем, проходя дорогами архетипа Воина. И, после того, как познал свои силы и получил некоторое количество побед и поражений, Воин начинает замечать, что в мире есть еще Невинные и другие Сироты, после чего находит в себе силы стать им Опекуном, Хранителем своего уютного мира.
По этому симпатичному кругу ходит в жизни большинство достойных людей, и им не требуется иного. Но иногда случается так, что достойный Хранитель начинает испытывать беспокойство. Либо его подопечные встали на крыло, либо опустела сокровищница.
И тут приходит время собираться и выходить тропой Искателя - человек выходит на новый круг развития, большое путешествие начинается.
Что же происходит с нашим Искателем, когда он осваивается в вечно меняющемся мире? Он обнаруживает, что у него в рюкзаке и в голове полно ограничений, правил, традиций, законов, предписаний. И все это уже не имеет к нему никакого отношения, потому что все это годилось только для тех времен, когда он тихо жил у себя в маленьком мирке. Так человек начинает стряхивать чужие убеждения, и это период Бунтаря и Изгоя. «Мне не нужны ваши законы, у меня есть свои», - вот послание этого отрезка пути. Совершив эту необходимую работу, и только после нее, наш странник приближается к самому удивительному, и, на наш взгляд, самому преображающему архетипу.
Только здесь человек обретает достаточную полноту сознания и сил, чтобы стать Любящим. Конечно, это не Любовник и не Эстет, хотя эти ипостаси гармонично входят в набор ролей. Но ключ к дальнейшим преображениям - именно точное название - Любящий. Делающий любовь. Тот, кто смотрит на весь мир, дает любовь и берет за нее ответственность.
Следуя алхимическим путем, появление способности любить приводит нас к новому уровню воплощения человеческой сути - начинается архетип Творец. Здесь человек уподобляется Создателю, и осознает, что на свою реальность он влияет сам, сам ее и выстраивая. Это великое осознание и есть награда нашего путешествующего героя, теперь можно возвращаться домой.
Третий виток архетипов посвящен возвращению, упаковке, оценке результатов, встраиванию новых умений и освоению глубин.
Став создателем собственной реальности, человек получает право и способность в ней править и устанавливать свои законы. Архетип Правителя обеспечивает порядком новый мир, а затем приходит время Мага, который взаимодействует не с миром, но с духом, и таким образом, человек с плоскости человеческого бытия выходит выше, на уровень больших сил и больших игр. Кто же будет созерцать эти игры, давая им объяснения и понимая их на всех уровнях? Для этого нужен Философ и Мудрец. Именно он оглянется на путешествие, поймет, что же случилось в этой дороге, что было важным и что достойно легенд и историй. И вот герой вернулся домой. Заканчивается виток спирали удивительным Шутом, который, по версии Оксфордского толкового словаря, не только джокер, но - бродячий актер и менестрель, что, вернувшись, снимает тогу героя и принимается рассказывать сказку об этом удивительном путешествии всем, собравшимся послушать его. Попутно легенда лишается избыточной важности и серьезности. А когда история будет рассказана, придет время нового витка, и снова Невинный будет смотреть в мир широко раскрытыми глазами…
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АРХЕТИПОВ ПО ПИРСОН
1. Простодушный. Он же - Невинный.
(THE INNOCENT)
Во все времена человечество придумывало мифы о золотом веке или земле обетованной, где жизнь была или будет совершенной. Главное желание Невинного - чтобы жизнь не была тяжелой. Невинный есть в каждом из нас - это спонтанный и доверчивый ребенок, который, хотя и зависим от других, оптимистично пускается в путь.
Невинный боится быть покинутым и ищет безопасности. Его сильные черты, доверие и оптимизм, располагают к себе других, и так он получает помощь и поддержку в своем квесте. Основная опасность для Невинного - быть слепым и не видеть очевидных недостатков или даже отрицать их. Он может стать слишком зависимым от других в выполнении своих архетипических задач.
Теневая сторона Простодушного: Проявляется в отрицании чего-либо, и тогда мы не позволяем себе осознать, что же происходит в действительности. Например, мы можем делать больно себе или другим, но не признавать этого. Нам так же могут причинять боль, но мы будем стараться не замечать и даже запрещать себе думать об этом. Или мы будем верить тому, что говорят другие, даже если их точка зрения прямо противоположна нашему глубинному пониманию.
Итак, Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Поэтому он более склонен до последнего оттягивать принятие решений, констатацию фактов и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само. При этом сытый и здоровый Простодушный - существо веселое, довольное жизнью, заряжающее всех позитивом.
2. Славный Малый. Он же - Свой парень. Он же - Сирота.
(THE ORPHAN)
Сирота понимает, что каждый важен, каждый в мире имеет значение, как и он сам. Этот архетип выглядит домашним и непритязательным. Но в его простоте заключена глубина человека, которого уже задела жизнь. Он похож на раненого или осиротевшего ребенка, который мало чего хорошего ожидает от жизни. В то же время, он полон эмпатии, реализма и прекрасно знает законы улицы.
Свой Парень опасается, что его, беззащитного Сироту, будут использовать в своих целях другие люди. И он ищет, как вернуться в покой утробы и снова пережить безопасность новорожденного в руках любящих родителей. Для того чтобы пройти свой квест, Сирота должен пробраться насквозь через те стадии развития, что он пропустил. Его сильные черты - умение поддержать и быть полезным, а также прагматичный реализм, которому ему пришлось научиться с ранних лет. Главная опасность архетипа - в том, что он глубоко впадет в состояние жертвы и так никогда внутренне не дозреет до героя.
Теневая сторона Славного Малого: Жертва, которая обвиняет других в своей некомпетентности и безответственности. Такой человек ожидает особого обращения и освобождения от жизни как от экзаменов, поскольку он пострадал или он такой хрупкий. Когда теневая сторона Своего Парня получает контроль над нашей жизнью, мы склонны атаковать даже тех, кто пытается нам помочь. Тем самым мы причиняем боль и им, и себе. Другой вариант Тени Сироты - когда мы капризничаем, требуем специальных условий и настаиваем на своей беспомощности или особом положении. Например, «Вы не можете от меня ничего ожидать. Я так ранен; я этого не умею; мне больно».
По-русски Своего парня или Сироту хочется назвать еще одни метким определением «Сын полка». Благодаря навыкам выживания он очень хорошо понимает законы общежития, с ним легко договориться, он многое умеет. С другой стороны, иногда этот тип склонен назойливо демонстрировать свои раны и страдания в надежде, что за это ему положены особые блага.
3. Воин. Он же - Герой.
(THE WARRIOR )
Когда все кажется потерянным, Воин является во всеоружии и спасает положение. Жесткий и храбрый, этот архетип помогает нам устанавливать цели и добиваться их, преодолевать препятствия и упорно продолжать в трудные времена, хотя он также склонен принимать других за врагов и делить весь мир на черное и белое. Воин относительно прост в своих мыслительных паттернах: он ищет возможности просто победить все, с чем сталкивается, включая драконов, живущих в его собственной голове. Он сражается и со своим страхом слабости. Квест для Воина - в том, чтобы увидеть смысл в своих действиях и мудро выбрать сражение, используя всю свою смелость и воинскую дисциплину.
Теневая сторона Героя: Преступник, использующий мастерство Воина для личной выгоды. Его не беспокоят мораль, этика или интересы других людей. Теневой Воин проявляется в нашей жизни и тогда, когда мы чувствуем, что нас заставляют поступиться нашими принципами: воин явится тот же час, чтобы настоять на своем и победить всех. Еще, как пример, теневой Воин буйно цветет в сегодняшнем деловом мире. Он воспринимает практически все, что происходит вокруг, как пренебрежение, угрозу или призыв к противостоянию. Поэтому у теневого Воина есть тенденция быть постоянно в боевой готовности.
Этот архетип - один в поле воин, неподкупный супергерой, готовый сражаться с целым миром или даже с самим собою. В крайних случаях его проявления описываются как «слабоумие и отвага», а в более адекватных своих проявлениях он просто решителен, настойчив и всегда готов соревноваться. Если же вы столкнулись с кем-то крайне упертым или чересчур жестоким, - возможно, вам встретился Воин-тень.
4. Хранитель, он же Опекун, он же Наставник.
(THE CAREGIVER )
Хранитель - это альтруист, движимый состраданием, щедростью и самопожертвованием для того, чтобы помочь другим. Несмотря на склонность к мученичеству, внутренний Опекун помогает нам растить наших детей, помогать нуждающимся и выстраивать структуры для укрепления жизни и здоровья. Хранитель в первую очередь найдет, как помочь другим, и сделает это с состраданием и щедростью. В этой погоне за помощью другим он рискует сделать больно себе самому. Опекун питает отвращение к эгоизму, особенно в себе, и опасается, что эгоизм может им завладеть.
Теневая сторона Хранителя: Страдающий мученик, который контролирует других тем, что заставляет их чувствовать свою вину. «Посмотри, чем я для тебя пожертвовал!». Архетип проявляется во всех манипулятивных и поглощающих паттернах поведения, когда человек заботится о других, чтобы контролировать или подавлять их. Он также проявляется в созависимости, навязчивой потребности жить чужой жизнью или спасать кого-то.
Пожалуй, Наставник - недостаточно точное русское название для этого архетипа. Скорее, его можно назвать Спасатель или Брат Милосердия. По сути же своей он - Хранитель.
Всякий опекун полагает, что должен прежде помочь людям, а потом уже думать о себе самом. Иногда это приводит к тому, что помогать нечем, все роздано. А порой Опекун оказывается в позиции агрессора, подвергая добру и нанося ласку: когда заботится о ком-либо, не учитывая реальные потребности и исходя лишь из своих взглядов на пользу.
5. Искатель, он же Землепроходец, он же Странник.
(THE SEEKER )
Искатель покидает изведанное, чтобы открыть и исследовать неизвестное. Этот внутренне суровый человек смело встречается с одиночеством и изоляцией, чтобы искать новые пути. Часто оппозиционный, этот ниспровергающий авторитеты архетип помогает нам раскрыть нашу уникальность, наше понимание и наш зов. Искатель ищет нечто, что поможет качественно улучшить его жизнь, и часто не осознает, что многое уже есть в нем самом. Он много учится, полон амбиций на своем пути и часто избегает взаимодействия с другими людьми и взаимопомощи. Ему важно «сделать это самому», он продолжает движение, пока не найдет свою цель (и истинного себя тоже).
Теневая сторона Искателя: Перфекционист, всегда стремящийся достигнуть невозможной цели или найти «правильное» решение. Мы видим это в людях, чья основная деятельность по жизни - это саморазвитие (они движутся от одной оздоровительной системы к другой, переходят из одной школы духовного роста в другую, и так далее), и, тем не менее, теневые Искатели никогда не готовы взять на себя обязательство завершить хоть что-либо.
Русский перевод названия архетипа отражает важную грань - стремление к пути, к поиску. Но нам кажется, что важно добавить еще один оттенок смысла - Естествоиспытатель, поскольку любой поиск в этом архетипе производится деятельно. Всякий ученый, одержимый возможностью открыть нечто новое или решить давнюю загадку - тоже Искатель, хотя может проводить дни свои в кабинете, а не в походе. Однако, он постоянно встречается с чем-то новым, и не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства. Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Скорее, Искателю нравится находить и разглядывать.
6. Разрушитель, он же Изгой, он же Бунтарь.
(THE DESTROYER )
Разрушитель воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Несмотря на то, что этот архетип может быть безжалостным, он пропалывает сад от сорняков, чтобы освободить место для новых ростков. Разрушитель - парадоксальный персонаж, чья деструктивность отражает одновременно движение к смерти и внутренний страх быть уничтоженным. Бунтарь - боец, он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других. Его квест - измениться, отпустить гнев или другую силу, что движет им, и вернуться в равновесие, найдя жизненное направление, что укрепит его. Живя на острие жизни и смерти, он часто на удивление скромен.
Теневая сторона Бунтаря: Включает все саморазрушающие паттерны поведения: привязанности, принуждения или действия, подрывающие близость, карьерный успех, самоутверждения. И все паттерны поведения, которые оказывают разрушающий эффект на других: неправильное эмоциональное или физическое обращение, убийства, изнасилования.
Бунтарю перестали подходить все законы, которыми он пользовался раньше. Это не значит, что законы плохие, это значит, что он сам - изменился. Но пока он это не осознал, он будет полон протеста, который поможет избавиться от всего чужого, наносного и неважного.