эти выходные были насыщенные до предела. началось всё с мини-девичника в четверг после работы, потом выходная пятница, проведенная в Межапарке на репетиции Dziesmu Svētki; в субботу я побывала на первой в жизни свадьбе в очаровательном месте под названием Dīkļu pils; в воскресенье после возвращения в Ригу у меня был час чтобы передохнуть и отправиться петь на заключительный концерт DzSv. завершилось всё выходным в понедельник после почти 12 часов сна, что для меня просто нереальный рекорд:)) компенсировала недосып выходных, так сказать))
возвращаяськ пределам: я думаю, что в эти выходные одного предела я явно достигла (и это не про сон).
а именно - предела некоей личной интеграции в латышское сообщество, которой я пыталась самостоятельно следовать последние года 3.
после окончания русской школы с довольно посредственными преподавателями латышского (не исключаю, что были и хорошие в школе в целом - но на мой взгляд мне попались именно посредственные) и/или довольно низкой мотивацией к изучению латышского и латышской культуры, я поняла что появилась проблема: мой устный латышский оставлял желать лучшего, и поэтому иногда были сложности в ежедневном общении на нём. результаты государственных экзаменов это только подтвердили. когда поступила в универ, проблема стала ещё очевидней: тут мне впервые пришлось столкнуться с ситуацией, когда приходилось довольно часто общаться с латышами о разных темах, начиная от эконометрических моделей и заканчивая погодой. в принципе ничего бы страшного может и не было, тем более что универ у нас достаточно интернациональный, учёба на английском и собственно он был более популярен для общения с сокурсниками, чем любой другой язык. но всё-таки у меня то ли проснулась совесть, то ли ещё что, но я решила, что это как-то не ок: жить в Латвии и не говорить нормально, свободно по-латышски.
в итоге случилось так, что я записалась в хор нашего универа. хоть это решение и было продиктовано совершенно другими намерениями, но скоро я поняла, что это было идеальное место для поднятия моего латышского. хор состоял на 99% из латышей, 1% - это была я:)) хотя стоит всё-таки отметить, что периодически иностранцы тоже ходили на репетиции, но когда мы готовились к местным фестивалям/конкурсам итд. - они переставали ходить, так как репертуар всё-таки в основном латышский. в особенности этот 1% установился перед главным событием этого года - Dziesmu Svētki.
в целом, по началу мне правда было сложно и скучно - уже устоявшийся коллектив, свои шутки-инсайды, свои темы для разговоров, итп. конечно же у нас были разные мероприятия для поддержания коллективного духа и укрепления связей - поездки на природу, "лагерь для новичков", сплавы, празднование Рождества, тусовки в честь отъезда/приезда кого-либо из коллектива, итд. потихоньку благодаря всему этому я уже стала вникать в какой-никакой дух нашего хора, шутить вместе с ними (это вообще всегда была самая большая сложность)), веселиться с ними - то есть наконец получать удовольствие от общения с ними и не чувствовать себя совсем уж белой вороной. благо, люди там собрались достаточно весёлые и в принципе открытые. (хотя, как оказалось, не настолько уж и открытые по отношению к одному нацменьшинству.) я конечно понимаю, что судить о нации только по избранной группе ~30 хористов довольно таки опрометчиво, но это была моя изначальная цель и единственная возможность иметь хоть какое-то +/- близкое общение с латышами.
в итоге через 3 года я имела: улучшенный устный латышский (хотя после приёма на работу он улучшился намнооого быстрее и лучше), довольно хороших знакомых-латышей, в компании которых я не чувствовала в принципе никаких барьеров. "в принципе" - потому что всё-таки чувствовала, что есть какая-то грань, но где и как через неё перейти - не знала.
в этом году наш хор участвовал в DzSv; когда я в первый раз об этом узнала - обрадовалась, очень хотелось побывать на таком масштабном и, главное, национальном событии. хотела попробовать прочувствовать какой-то национальный дух, понять его, понаблюдать за латышами и за собой тоже.
всю неделю до этих выходных я очень ждала общую репетицию и концерт. в конце-концов, 15,000 человек, поющие в унисон под руководством всего 1 человека - это не хухры-мухры, должно вызывать хоть какие-то эмоции!
разочарование пришло через минут 15 после окончания официальной части концерта - это около часу ночи в Межапарке. во-первых, именно в этот момент я и поняла, что достигла какого-то предела, грани: я поняла, что весь концерт, все 6 часов я стояла и просто исполняла песни, думая только о том, чтоб спеть правильно мелодию и слова (ну и ещё о том, что у меня дико болели ноги, так как в предыдущую ночь я оттанцевала их на свадьбе под Prodigy)). а вот остальные, в отличие от меня, пели то, что у них на душе и совершенно искренне отдавались смыслу песен. может, это и моя вина, что я не вчитывалась в текст, не искала никакую дополнительную информацию. но я всё-таки надеялась, что хоть эмоционально я буду в этот вечер вместе с латышами. но, к сожалению, почему-то не вышло, даже на самой эмоциональной для меня песне "Dvēseles dziesma". может тому вина и моя усталость.
во-вторых, заметила следущее: в репертуаре в основном были "народные песни в редакции такого-то композитора". уже само выражение мне немного резало слух изначально, так как ещё в книжках, по которым мы в музшколе пели, всегда было написано "такая-то народная песня" и никаких композиторов. логично же - народная, значит без определённого композитора. но было и ещё одно наблюдение. после учёбы в музыкальной школе у меня в сознании закрепилась ассоциация, что народные песни в основном достаточно примитивные, без большой смысловой нагрузки и/или подтекста. но вот репертуар для праздника составляли песни с огромным подтекстом и смыслом, который для меня остался немного непонятен. очень много песен по историческим мотивам с добавлением каких-то народных легенд; песни патриотические, прославляющие латышский народ "который поёт" на весь мир; песни явно с языческим подтекстом; песни в которых этот народ жалуется, как ему сложно и тяжко, и так далее. и в какой-то момент мне стало понятно, что вот где-то тут и есть та грань, через которую я не могу переступить - я не могу пережить то, что видимо они пережили в ходе истории или может по рассказам своих предков; это те переживания, которые они собственно и вкладывают искренне в эти песни и в сам праздник. я не смогу понять, почему для них так важна песня про то, как "солнце попросило боженьку копать Даугаву", и почему солнце - "наша мать", а гром - "наш отец". я могу только оценить музыкальную красоту песен и эмоции, которые они у меня вызывают. но не более, к сожалению наверно.
ну и маленькое в-третьих: тот балаган, который начался после официальной части - это вообще что-то абсолютно непостижимое. оказалось, на маленьком рынке на территории Межапарка продавались книжки с репертуаром всех DzSv предыдущих лет (вроде бы; ну или просто большой сборник вот таких вот народных песенок). так вот, после официальной части все разбрелись кто куда, но основная часть участников и зрителей остались, появилась какая-то ведущая, которая начала рассказывать какие-то маленькие истории/прелюдии про стрелков, народные легенды итд., и потом говорила "а теперь открываем такую-то страничку и поём такую-то песню". зрители в этот момент видимо подпевали и танцевали, так как на главной площадке тут же появились хороводы. конечно же тут же появился и алкоголь из сумок участников и в палатках на территории - организаторы запретили его продажу во время официальной части. в общем, весь праздник превратился в такую массовую народную гулянку-попойку в стиле Лиго. вот тут я и сбежала домой, чтоб не столкнуться со очередными разочарованиями в виде пьяных толп и соответствующих последствий. вот такая sadziedēšanas nakts - то ли ночь распЕвания, то ли распИвания.
в целом подведу итог: праздник конечно хорошая вещь, но в следующий раз буду думать, стоит ли он тех физических усилий, чтобы в конце получить хоть какие-то эмоции; свой латышский я теперь считаю достаточно хорошим, чтобы спокойно жить в этой стране, и очень не уверена, что мне нужно хоть что-то бОльшее. на этом моя личная интеграция пожалуй закончена. в хоре конечно я буду продолжать петь и поддерживать общение с коллективом, хоть и вскрылись некоторые неприятные моменты.