Сразу скажу, что первую версию балета, под названием, собсна, "Братья Карамазовы", я не видела, поэтому мне сложно судить, как много БЯ изменил в постановке. Так что на сравнительный анализ двух версий рассчитывать не приходится. Буду рассказывать о впечатлениях не отягощенного опытом прошлых наблюдений зрителя, впервые лицезреющего сие "самоценное произведение искусства" (по выражению самого Бориса Яковлевича).
Я испытываю самую искреннюю симпатию к эйфмановским артистам, поэтому мне сложно быть объективной. Зная, сколько времени и сил они вкладывают в каждый спектакль, у меня язык не поворачивается их ругать. Я говорю совсем не о том, что артисты других театров работают не в полную силу, но, как известно, Борис Яковлевич очень требовательный руководитель, в каком-то смысле исповедующий творческий диктат, так что... Но речь, собственно, не об этом.
Вот что сообщает нам официальный сайт театра:
Кардинально переработав свой собственный спектакль "Карамазовы" 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.
"По ту сторону греха" - современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение, поднимающее извечные "проклятые" вопросы. В условиях тотального ценностного кризиса начала XXI века хореограф обратился к незыблемым нравственным основам и сочинил балет о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении.
В связи этим еще одно лирическое отступление. С духовностью у меня не сказать, что все хорошо. Общение с высокодуховным товарищем, которая
bloha_v_svitere, конечно, на меня свой отпечаток наложило. Не бесследно, ткскзть, прошло.
Но, тем не менее, не сказать, что я каждый день думаю "о богоборчестве и богоискательстве, безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении". Может быть, конечно, зря. Но вот как-то так.
Да и не думаю я, что много кто из пришедших на спектакль зрителей посетил вчера Консерваторию с целью получить ответы на сокровенные вопросы. Впрочем, почему бы и нет .
Однако ж, при всем высокодуховном пафосе балет смотрится довольно легко за счет эффектных постановочных решений, вроде вздергивания героя Олега Габышева - Дмитрия - под колосники с последующим покушением на распятие/четвертование, использования сети, опутывающей Алешу (Дмитрий Фишер) и его отца, скачек на столах, освобождения духа (в лице заключенных) из огромных клетей, ну а финале падения с тех же колосников креста, с которым в итоге Алеша восходит... все мы понимаем куда.
Премьера удалась как минимум актерским составом. Грушенька - Нина Змиевец, Алеша - Дмитрий Фишер, Дмитрий -Олег Габышев, Иван - Сергей Волобуев.
Особенно Дмитрий Фишер. Он первым из братьев появляется на сцене среди других послушников в темных одеяниях и поначалу его образ не трогает, за счет, пожалуй, все того же высокодуховного пафоса. Но после дуэта Фишер-Змиевец, где в каждом движении Алеши читается внутренняя борьба, где слабость плоти борется с силой духа... Меня, честно говоря, проняло. По-моему, самый удачный эпизод во всем спектакле, сильный по эмоциональному накалу и очень... человечный, что ли. О человеческой слабости и ее преодолении. О страстях. Как хотите называйте.
Нина Змиевец в партии Грушеньки очень убедительна. В Нине есть если не порочность, то некая томность, не наигранная, а вполне естественная. Будто дурная кровь есть и в ней, а не только в братьях Карамазовых.
Иван у Сергея Волобуева получился такой.. Объемный. Или лучше сказать масштабный. Он будто вмещает в себя и плохое, и хорошее - в буквальном смысле, а не в фигуральном. Актерски очень хорошо.
На долю Олега Габышева приходятся не только духовные терзания, но и вполне себе реальные. Его подвешивают под сводом сцены, а демоны тянут, тянут его веревками в разные стороны. Это... захватывает.
Но Дмитрий Фишер. Вот мой герой вчерашнего вечера. В романе Алеша - этакий голос совести, скорее отражение других братьев. А тут он человек из плоти и крови, живой, очень живой. Сильный от осознания и признания своих слабостей. Какой-то такой. Для меня именно он стал центральным персонажем всего балета, и его переживания особенно тронули. Почему-то.
Хореография узнаваемая, эйфмановская. Сложная, часто- чересчур. Акробатичная. Эффектные поддержки, затейливые группировки. Все в духе Бориса Яковлевича.
И опять я не знаю, как подытожить. Зернистый катарсис, как говорит один мой приятель, я не испытала. Но и сказать, что мне не понравилось - тоже не могу. Такое вот неоднозначное на меня впечатление производит Борис Яковлевич со своими идеями уже третий спектакль.
P.S. Я опять осталась без программки, так что не знаю, кто исполнял партию Карамазова-отца. Если знаете - свистните, я допишу=)
P.P.S. Игорь Поляков ее исполнял. Мелкий такой папашка вышел, порченный. Но немножко с перебором, как мне показалось. Впрочем, Карамазов-старший вполне и такой может быть, допускаю более чем. Но мне он как-то более устрашающим в своей испорченности видится. А тут трагикомичный персонаж получился.