Интервью с Олегом Габышевым для журнала PROТанец

Mar 01, 2013 10:12


Олег Габышев, солист театра Бориса Эйфмана сходу берет вас в плен - обаянием, теплотой, непосредственностью и скромной серьезностью по отношению к своему делу. Успех не кружит ему голову, а, кажется, лишь внушает чувство еще большей ответственности за все, что он делает на сцене. Премии, награды, номинации, а главное, любовь зрителей - вполне закономерный результат его работы в театре.


-Почему ты выбрал профессию артиста балета?
Это было не мое решение. Я пошел на просмотр в Новосибирское хореографическое училище за компанию и, как это часто бывает, выбор приемной комиссии пал именно на меня.  Родители уговорили  попробовать. Поначалу учился я без желания, лишь бы их не расстраивать. Мне хотелось играть в футбол, драться, как всем мальчишкам. Но я очень благодарен родителям за их настойчивость. Ведь я  тогда не понимал, насколько это интересная профессия. Моя любовь к балету это заслуга школьных учителей, которым я безмерно благодарен - Татьяне Михайловне Тихоновой и Александру Николаевичу Шелемову. Кстати, в этом году, Александр Николаевич стал лауреатом премии  «Душа танца» в номинации «Учитель года». Очень рад этому и горжусь, что выпускался у него. Педагоги  в балетных училищах - это не просто носители определённых канонов, но еще и психологи, особенно на первых порах. Нужно увидеть в каждом ребенке потенциал, раскрыть его, не навредить, ведь от этого в   немалой степени зависит его будущая карьера. Мне повезло с педагогами, к нам уже тогда относились как к взрослым артистам - с уважением - что было очень приятно.
-После окончания училища ты всего один сезон проработал в Новосибирском театре оперы и балеты. Почему ты решил изменить свою жизнь и переехать в Санкт-Петербург?
Поначалу работа в  театре принесла  мне разочарование. Возможно, потому, что театр тогда находился на реконструкции, мы ютились в концертном зале. Это лишало артистов ощущения большой сцены. Во мне видели перспективу, но ответственных ролей тогда не доверяли,  а это лишало вдохновения в работе. Когда человека все устраивает, ему жаль менять положение вещей.  А мне терять тогда было нечего, это и послужило стимулом к дальнейшему развитию. Меня приняли в театр Бориса Эйфмана, и я переехал в Санкт-Петербург. Родители меня полностью поддержали,  хотя я всегда был очень домашним ребенком.  И по-прежнему семья - это место, где я могу восстановиться полностью, отдохнуть. Несколько лет назад стало понятно, что сыновья окончательно «вылетели из гнезда» - мой брат тоже сменил место жительства,  Новосибирск на Москву. И   родители решили переехать  поближе к своим детям, выбрав, кстати, «мой» город - Санкт-Петербург…
-Ты комфортно чувствуешь себя в Петербурге?
Я  очень люблю  Петербург, до сих пор иногда гуляя по нему, не могу поверить - неужели живу здесь. Город меня  вдохновляет на работу. Люблю набережные Невы, Дворцовую площадь, особенно в солнечную погоду. Я часто прихожу к Петропавловской крепости с конспектами лекции (Олег учится в АРБ им. А.Я. Вагановой на балетмейстера - прим.авт) - там, на берегу,  легче читается и даже запоминается лучше. В Новосибирске мы прожили 17 лет, я привык к нему, почти сроднился. Но когда я переехал в Санкт-Петербург, он стал для меня родным гораздо быстрее,  буквально  за несколько дней. Очень хочется соответствовать этому городу.
-В продолжение разговора о твоей учебе... У тебя есть четкое понимание того, чтобы ты хотел делать в будущем, как балетмейстер?
В первые годы учебы сокурсники и педагоги часто говорили мне, что у меня эйфмановский стиль. Это естественно, я уже 8 лет работаю с Борисом Яковлевичем, мне нравится то, что он делает, и  я впитываю это. И опираться на основы, заложенный учителем - это нормально. Уже потом ты начинаешь добавлять что-то свое, искать собственный почерк.
-Ты всегда учишься у своих коллег, у тех, с кем работаешь?
Да, люди, с которыми я работаю, очень влияют на меня. Например, в Новосибирском театре танцевал Владимир Григорьев, сейчас он педагог-репетитор. Я смотрел на него и понимал, что именно так преданно надо относиться к своему делу,  так - любить профессию, полностью отдавать себя искусству, постоянно совершенствоваться. Сейчас учусь у своих коллег, смотрю спектакли во всех составах. У Бориса Яковлевича я научился трудолюбию и уверенности в том, что ты делаешь. Он поражает меня тем, что много интересуется всем новым и современным в искусстве. Широкие взгляды очень помогают в работе, позволяют найти нужные ассоциации. Художники Возрождения, например, много знали не только о живописи, но и об архитектуре, ювелирном искусстве, медицине. И это правильно. Ведь в творчестве, нельзя замыкаться в узком мире профессиональных интересов.  Каждая книга, спектакль, музыкальное произведение может тебе помочь в работе. Я слежу за творческой жизнью Петербурга, хожу и на спектакли, и на концерты, и на выставки - особенно часто после того, как начал учиться в АРБ. Теперь в свободное время я не только физически восстанавливаюсь и отдыхаю,  а всё время пытаюсь узнавать что-то новое.


Вронский. Балет "Анна Каренина".
-Расскажи о тех спектаклях, над которыми ты работал в последние годы. Как ты для себя объясняешь поступки своих персонажей? Например, и Онегин, и Роден - герои неоднозначные.
Для меня роли Родена и Онегина очень разные. Прежде всего, Онегин - это вымышленный персонаж, плод воображения Александра Сергеевича Пушкина. Отношение к нему у меня более свободное, я могу добавлять что-то свое в характеристику героя. Когда спектакль только ставился, я вообще не воспринимал себя как Онегина, был настроен на роль Ленского. Мне казалось, что у нас с ним много общего - склонность к романтике, например. Но получилось так, что примерить на себя роль Онегина предложили мне. У Эйфмана было четкое понимание того, каким он должен быть. И только со временем, я, опираясь на его видение, смог создать своего героя. Действие спектакля происходит в современных реалиях, мы пытаемся показать на сцене, что в каждом поколении есть пушкинские герои. Я старался находить схожие типажи в современной жизни. Например, мне кажется, что Павел Воля мог бы быть Онегиным наших дней. Я посмотрел фильм «Платон» и какие-то черты взял оттуда. Согласен я с Онегиным или нет?... Я знаю, каково это, когда ты понимаешь, что «счастье было так возможно» и чувствуешь обиду, раскаяние, но уже ничего не вернуть.


Роден.
-А Роден?..
С Роденом другая история. Это биографический балет, где ты должен четко, скрупулезно передать  характер реальной личности. К Родену я отношусь очень трепетно.  Мне кажется, и для Бориса Яковлевича биографические балеты, к которым он любит обращаться, например, «Чайковский», «Красная Жизель», «Мусагет» - это возможность тщательно изучить, выверить персонаж до последней мелочи. Что касается внутренних переживаний, Огюста Родена, то тут жалость к Розе Бере победила любовь к Камилле Клодель, с которой они были, как мне кажется, родственными душами. Но прочные отношения с Розой разрушили  творческий союз с Камиллой. Мне сложно сказать, оправдываю ли я его выбор или нет...Но, в любом случае,  главной любовью Родена была скульптура.
-За годы работы на сцене неужели никогда не возникало желания вернуться к классическим постановкам?
Был такой период. Я с детства мечтал, например, выйти на сцену в партии Зигфрида. Но я понимаю, что у каждого свой путь. В классике я не смог бы полностью реализовать свои возможности и показать чистоту исполнения, как того требует мировой уровень. Театр Бориса Эйфмана - это моя стихия, тут я могу раскрыться.
-За роль Родена ты  получил «Золотой Софит», номинирован на «Золотую Маску». Для тебя это важно? Мнения критиков учитываешь в работе?
Награды, премии, признание - это очень вдохновляет. Ты понимаешь, что не зря убиваешься, работаешь, танцуешь. Конечно, это не самоцель для меня, нельзя это так расценивать. Но это дает силы, энергию работать дальше. Забываешь все тяжелые моменты, когда хотелось уже все бросить. Мне интересно читать то, что пишут в газетах, интересна критика, но только обоснованная. Иногда понятно, что человек даже не был на спектакле, а отзывается негативно. Это, бывает, раздражает.
-Расскажи о публике, которая ходит на ваши спектакли?
Мы гастролируем по всему миру и встречаемся с самой разной публикой. Приятно что во всех странах находятся люди, выходцы из России, для которых мы символ Петербурга и частичка Родины. Они приходят за кулисы, благодарят  - что очень приятно. И всё же спектакли в России - самые волнительные,  главный для меня зритель -  тут. Мне нравится, когда люди приходят к нам на спектакли, чтобы получить какой-то эмоциональный заряд. Премии, награды - это, конечно, хорошо, но артист должен работать в первую очередь ради своих зрителей.
-Как ты поступаешь в случае, если работа над ролью не идет? Если хочется «все бросить»?
Конечно, такое случается. И дело даже не в сложности хореографического языка, а в понимании сути роли, характера. Часто это приходит со временем, когда ты размышляешь, думаешь об этом постоянно. В то же время Борис Яковлевич требует от артистов полной отдачи, попадания в образ уже на ранних этапах работы. Наверное, благодаря этому он  и стал тем, кем является сейчас.
-Что тебе помогает отвлечься от работы?
Сейчас я очень увлекся плаванием. Это  помогает и в профессии, мне стало гораздо легче двигаться, пропадают боли. Плавание для меня как медитация - лишние мысли отлетают: только я и вода. Всем артистам балета хотел бы посоветовать: это и полезно, и безопасно - все-таки не горные лыжи.  Еще я очень люблю читать, тем более сейчас это очень удобно - можно не носить с собой  книги, а читать с телефона в любую свободную минуту. Меня наполняет  эмоциями поэзия. И в стихах часто находишь ответы на свои вопросы. Такие ясные, логичные и такие красивые ответы! Из современных авторов, пусть это прозвучит банально, но я люблю Пауло Коэльо, я чувствую в нем искренность. Недавно прочитал книгу Даниэла Киза «Цветы для Элджернона». Я люблю находить хорошие книги неожиданно. Иногда тебе советуют что-нибудь прочесть, ты начинаешь читать и все ждешь - ну где же, где, то, что так восхищает других в этой книге. А когда ничего не ждешь и тебя захватывает - что-то новое для себя открываешь. Еще люблю читать книги, а потом смотреть фильмы по ним поставленные. Ты сначала сам режиссируешь картину у себя в голове, а потом сравниваешь ее с видением режиссера. В этот момент идет интеллектуальная и духовная работа.


Партнер. Балет "Красная Жизель".
-К сожалению, нельзя оставить без внимания трагедию, которая не так давно случилась с художественным руководителем Большого театра. Что ты думаешь об этом?
Ситуация с Сергеем Филиным - это, что я для себя объяснить не могу. Какая злоба и агрессия может двигать людьми, чтобы они так поступали. Это средневековье какое-то, полное отсутствие нравственных качеств у тех, кто это сделал. Я не могу поверить, что такое возможно и надеюсь, что этих людей накажут.
-Закономерный для артиста балета вопрос - кем ты видишь себя в будущем?
Карьера артиста балета короткая, и я часто задавал себе вопрос, чем я хочу заниматься потом. Думал даже учиться на драматического актера, узнавал, не поздно ли.  Но, скорее всего, я все же останусь в балете. Не знаю, стану ли я хореографом, это  очень ответственно. Но пока я буду стараться  продлить свой век как танцовщика с помощью грамотно выстроенной работы.
Из ближайших планов - достойно выступить в Москве, на сцене Большого театра (в рамках фестиваля «Золотая Маска» - прим. авт), съездить с гастролями в Грецию и в Финляндию. И еще поработать и поискать «свое» в обновленной версии балета «Братья Карамазовы».  Там я исполняю роль Дмитрия, и мне еще не все удается так, как хотелось бы.
Наша беседа с Олегом состоялась 27 января, в День снятия блокады Ленинграда. Олег рассказал, что для него этот праздник, как и День победы - день особенный.
-Я преклоняюсь перед этими людьми, их выдержкой, мужеством с которым они пережили блокаду и все ужасы войны. Низкий им поклон, благодарность и пожелание здоровья.  Только благодаря им мы живем - если бы не их подвиг, могло бы не быть всего того, что нас сейчас окружает.

хорошие люди, Олег Габышев, Театр Бориса Эйфмана

Previous post Next post
Up