"Красная Жизель", Театр балета Бориса Эйфмана

Jan 26, 2013 00:49

Посмотреть этот спектакль я хотела давно, очень уж увлек меня Борис Яковлевич одним своим стародавним интервью, где с упоением рассказывал об истории Ольги Спесивцевой и посетившем его вдохновении. На деле все оказалось немножко по-другому, но не могу сказать, что мне не понравилось. Понравилось.



В целом, балет похож на книжку с картинками. Книжку для младшего школьного возраста. С картинками размером в разворот. Эйфман как драматург и художник тут слишком буквален, слишком прямолинеен. Все образы и приемы (не пластические, я имею в виду сейчас движение сюжета и сопутствующее сценического оформление) читаются прямо со сценического листа. Надеюсь, по ходу рассказа будет понятно, о чем я сейчас говорю. 

Начинается спектакль со сцены в балетной школе. Танцуют юные девы в шопенках, руководит ими Учитель. Субтильный малый с тросточкой,  олицетворяющий, как будет ясно позже, идеалы добра и просвещения. В глубине сцены мутно поблескивают зеркала, в которых движутся неясные тени в белых пачках.  Зеркала как символ пройду через весь спектакль, являясь, что логично, отражением внутренних метаний главной героини. В данном случае, все эти тени являются неким предвестием грядущей смуты. 
Вдруг среди танцующих дев появляется Балерина. Это одна из узловых массовых сцен спектакля. И все эти сцены у Эйфмана решены в одном ключе. Кордебалет рисует среду, в которой происходит действие, не характеризуя ее, отражая лишь внешнее движение сюжета. Его, кордебалета, танец никак не связан с внутренней жизнью главных героев. Примерно так: все пляшут сами по себе,  тут выходит ОНА и тоже танцует сама по себе. 
Из танца Учителя и Балерины становится ясно, что она - одна из самых способных учениц в школе.

Картина вторая. Театр, ложи блещут. Балерина - звезда, вокруг нее вьется кордебалет. Тут возникает второй сквозной элемент сценического оформления - купол. Это и театральный купол (просто элемент среды), и он же  олицетворяет сознание Балерины, ее внутренний мир.
Но долгая и счастливая сценическая жизнь - увы, удел не нашей героини. Грянула революция (это ясно еще и из пространного либретто и появившегося красного стяга на фоне). В балете появляется новый герой - Чекист,представитель новой власти.
Тут нам показывают вторую узловую сцену с танцами кордебалета. Танцуют рабочие и крестьяне. Танцуют  не сказать, что очень затейливо. Что, впрочем, понятно, пролетарии, в противовес хрупкому миру Балерины - сплошь Шариковы. Но мне танцы напомнили танцы нэпманов из "Клопа".
Балерина выходит танцевать перед ними в костюме Эсмеральды, яркая, как заморский цветок. Пролетарии рассматривают ее, а потом машут руками, мол, давай, танцуй. 
И она, схватив вместо бубна матросскую бескозырку, танцует. Но из-под ударов  ножки не слышно звона. Красота движения спотыкается о грязную ткань бескозырки, в которую звуки проваливаются как в вату. Рабочие и крестьяне смеются над ней. Прием с бескозыркой мне пришелся очень по душе.

Танцуют Чекист и Балерина. Их связывают сложные чувства.  Чекист в этих отношениях доминирует. Буквально.  Подавляя нежную танцовщицу, наваливаясь сверху и возюкая ее по полу. Да она и сама рада - демонстрирует партерную технику  в полную силу своих возможностей.
Утомившись от сложных акробатических экзерсисов, непростых поддержек, и напряженных взаимоотношений с Чекистом, Балерина возвращается с несчастному Учителю. Но тут что-то ей не очень рады. 
Можно было бы сказать, что Учитель и Чекист антагонисты. Один в светлом, другой в темном, они оба борются за право быть в жизни Балерины. Но Учитель проигрывает в этой борьбе - он заведомо слабее Чекиста. Ему отдана лишь одна небольшая сольная вариация и несколько коротких дуэтов. В которых интеракции с Балериной значительно меньше, чем у Чекиста,который буквально не выпускает ее из рук. Такая вот наглядная схема расстановки сил.  Учитель, в общем, "сброшен с парохода современности".

После всех этих перипетий  купол под потолком раскалывается и тут же мы видим полный драмы и метаний монолог Балерины.  А в глубине сцены люди в светлом и с чемоданами восходят на некую горы и пропадают из виду. Скоро к ним присоединится и Балерина. В Париж, господа, в Париж!

В Париже Балерина попадает в Гранд Опера, где встречает Партнера. Тут снова танцует кордебалет, но уже незнакомые Балерине, "современные танцы". Отражаясь в полукружье зеркал (опять зеркала!) Балерина в замешательстве. Ей на помощь приходит Партнер, к которому у нее внезапно вспыхивает чувство. Но,увы. У Партнера есть... Друг. Такой вот поворот. Балерина от обиды и разочарования пытается укрыться в ночной жизни Парижа. Тут опять кордебалет танцует "ча-ча-ча", изображая разгульную парижскую жизнь. Балерине после двух бокалов шампанского начинает грезиться Чекист и ужасы революции. Тут же эффектная сцена "она же с красным знаменем цвета одного". Красная ткань+Балерина= то флаг, то звезда, то пожар революции.

Не спасает несчастную даже любимая, но, оказывается, роковая роль - Жизели. Тут следует вставной эпизод - знакомство Альберта и Жизели, сцена гадания на ромашке и сцена сумасшествия Жизели. Балет в балете. 
Когда Балерина-Жизель бросается к Партнеру-Альберту, она попадает в "сети" смирительной рубашки,натянутой двумя санитарами. Тоже эффектно, кстати.
В финале Балерина мечется среди зеркал,а потом ее еще и накрывает куполом (помните,купол?). Она сошла с ума. Потом появляются  вилисы и опутывают ее со всех сторон, чтобы уже совсем понятно стало. 
Занавес.

Отдельно, но кратко хочется сказать об исполнителях. Балериной сегодня была Светлана Бедненко. Партия эта, как мне сообщили, для Светланы в новинку. Это, в общем, объясняет некоторые промахи. Светлана через весь спектакль пронесла одно и то же скорбное выражение лица, хотя образ эволюционирует от мечтательной девушки к безумной женщине, испытавшей много горя. Причем через бремя несчастливой любви и сложных взаимоотношений - с Чекистом, Альбертом, Партнером.  Думается мне, что Нина Змиевец, вторая исполнительница этой партии, пришлась бы мне больше по душе. Но, увы, Нина  сегодня не танцевала. 
Чекистом был Алексей Турко. Мрачный, монументальный. 
Учитель - Сергей Волобуев. Парнер - Николай Радюш. Друг - Антон Лабунскас. Антон мне, кстати, понравился. Он фактурный, красивый молодой мужчина и даже в этой небольшой партии был хорош.Ласково  разминал пятки Партнеру и делал это очень правдоподобно=)

Фото by gullimar
Подробно о спектакле, включая либретто и фото - тут

балет, Театр Бориса Эйфмана, Красная Жизель

Previous post Next post
Up