Интервью с Ришатом Юлбарисовым

Jan 17, 2013 23:20

Газета с вдохновляющим названием "Стерлитамакский рабочий" опубликовала интервью с Ришатом (он, собсна, из Стерлитамака)
Тадаам.  Публикуется в  "авторской редакции".  Меня повеселил Марсель Гомес=))
Солист Михайловского театра Р.Юлбарисов - о работе, отдыхе и мечтах



Ведущий солист Михайловского театра Санкт-Петербурга Ришат Юлбарисов - наш земляк. В его творческой копилке сольные партии в таких нашумевших постановках, как «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Nunc Dimittis», «Прелюдия», «Многогранность. Формы тишины и пустоты».
В Стерлитамаке Юлбарисов родился и вырос, здесь увлёкся классическим танцем и решил связать свою жизнь с балетным искусством. В родном городе, где по-прежнему живёт его мама, Ришат бывает нечасто - работа, гастроли, зарубежные поездки. Но всё же в один из таких коротких визитов нам удалось с ним связаться и поговорить.


- алет - искусство специфичное и, в общем-то, столичное. Как у провинциального мальчика возникло желание войти в балетный мир?
- Обычно мудрые родители, стремясь отвлечь ребёнка от улицы, стараются загрузить его по полной. Мои папа с мамой были именно такими людьми. Всех своих четверых детей они определили в разные кружки. Меня с младшей сестрёнкой записали в хореографический ансамбль «Вдохновение». Я пробыл там недолго и перешёл “Солнышко”, где очень быстро выбился в лидеры.

Гузель Салимьяновна и Роберт Минигазиевич Ишмаковы сумели развить мои природные способности и посоветовали родителям отправить десятилетнего мальчика в Уфу, в специализированную школу-интернат при Башкирском хореографическом училище им.Р.Нуреева. Там я проучился восемь лет и получил распределение в Башкирский театр оперы и балета.
Но жить в Уфе к тому времени я уже устал и рвался на большую сцену. Узнав о кастинге в труппе Бориса Эйфмана, я поехал в Питер. Показался известному хореографу, и меня приняли в Санкт-Петербургский театр балета. Однако атмосфера в авторском театре оказалась весьма далёкой от классической, к которой я привык. Поэтому я поехал в Москву и поступил в труппу театра классического балета под руководством Натальи Касаткиной и Владимира Васильева, бывших солистов Большого театра.
У них я протанцевал полтора года, а потом вернулся в Питер.

Со второй попытки мне удалось попасть в труппу Михайловского театра, руководит которым Начо Дуато, испанец по национальности, до этого 20 лет руководивший Национальным Мадридским театром. Дуато - прекрасный бизнесмен, делающий ставку на громкие имена и яркие проекты, привлекающие публику.
Вы сказали, что попали в труппу со второй попытки. А что не понравилось работодателю в первый раз?

- Мой рост - 190 см. Я слишком высок для балета. Но во второй раз мне удалось превратить свой минус в плюс.
- Каким образом? Вы же не можете укоротить свои ноги?
- К тому времени в театр в качестве худрука был принят Фарух Рузиматов, феноменальный танцовщик, выпускник Ленинградского хореографического училища им.Вагановой. В 48 лет он продолжает танцевать и разъезжает с сольными проектами по всему миру. Фарух Садуллаевич - известный экспериментатор, который не боится рисковать. Вот и со мной он решил рискнуть, и я постарался оправдать его доверие.
Рузиматов доверил мне партию Тибальда. В известной сцене поединка с Ромео надо было выглядеть достойно. С одной стороны, Тибальд не может затмевать Ромео, а с другой (при моих габаритах) - не должен смотреться комично. Тем более что моими партнёрами были такие корифеи сцены, как бывший премьер Мариинского театра Леонид Сарафанов и специально приглашённые в спектакль ведущий солист Большого театра Иван Васильев и Марсель Гомес из американского театра балета.
Как писала критика, я не потерялся на их фоне. Потом мне предложили станцевать в «Прелюдии» в дуэте с Оксаной Бондаревой, а затем я выстрелил в «Спящей красавице» в партии… феи Карабос.
Вы исполняли роль женщины?
- Да. Это был очередной эксперимент Рузиматова, который полностью себя оправдал. Моя фея Карабос оказалась мегапопулярной. Кстати, в первоначальной версии фея была старушкой, я в этом образе чувствовал себя не очень уютно, и мне приходилось ломать себя. А потом возраст феи поменяли. Ей стало около 30 лет, а по духу она чем-то напоминала «шальную императрицу» Ирины Аллегровой.
Век артистов балета недолог, к тому же им приходится во многом себя ограничивать.
- Да, на пенсию они обычно выходят уже в 35 лет. У них особые распорядок дня и режим питания. В балетной среде немало вегетарианцев. Я не принадлежу к их числу, так как при огромных физических нагрузках без мяса тяжело. Зато в моём рационе совсем нет картофеля, хлеба, майонеза. Все салаты заправляю строго растительным маслом.
По своей природе я - «сова». Ложусь поздно. Вставать приходится не позже 11-ти. Выполняю обязательные разминочные упражнения, готовлю тело к работе. Затем лёгкий завтрак: овсяная каша, орехи, чай-кофе. К 12-ти я должен успеть на обязательную общую репетицию. Живу я рядом с театром, поэтому на дорогу времени не трачу. На репетицию приходят все, по списку, независимо от того, задействован ты в вечернем спектакле или нет.
Обед полноценный. Для меня это котлета, салат. После 17 часов не ем ничего. Только пью воду. Если вечером главная партия, то репетирую часа три-четыре. Работаю обязательно с партнёршей. Если не солирую, занимаюсь поменьше. Много времени уходит на грим. В фею Карабос меня превращают не менее 40 минут.
Говорят, артисты - крайне суеверные люди.
- Балетные особенно. До спектакля необходимо проделать определённый ритуал - обязательно побывать на сцене. Иначе выступление сорвётся. Кто-то выходит на неё и сидит, кто-то крестится, топчется, кто-то трогает сцену пальцем или целует. Я обычно нарезаю несколько кругов и ухожу гримироваться.
- ару лет назад страна активно обсуждала скандальное выпроваживание Анастасии Волочковой из Большого театра. Это правда, что партнёры отказывались её поднимать из-за лишнего веса?
- Волочкова - балерина, безусловно, талантливая. Но особый статус, который она приобрела в Большом, всё-таки не позволяет ей нарушать режим и распускать себя. Да, в театре есть достаточно крепкие ребята, способные поднять её килограммы. Но Анастасия слишком увлеклась звёздными тусовками. А реальная жизнь и экранная - это далеко не одно и то же.
И вообще, Большой - это отдельное государство, которое живёт по своим законам. Там море блата. Режиссёр распределяет роли не по способностям и трудолюбию, а согласно рангам. Ему нужно всем, по возможности, угодить: депутатам, чьи жёны значатся в труппе, спонсорам, имеющим там любовниц, и т.д., и т.п. Кто-то уходит из Большого со скандалом, кто-то годами ждёт ролей, а время идёт. Век же балетных довольно короткий.
Я в силу своего характера не смог бы работать в Большом. Мне нужно танцевать, танцевать много, разно. Михайловский театр в этом плане - как раз то, что мне нужно.
С кем работать легче: с руководителем-иностранцем или своим?
- Я бы поставил вопрос иначе. Не легче, а интереснее. Безусловно, с иностранцем. Да, языковой барьер на первых порах существует. Но если ты хочешь быть задействованным, невольно начнёшь учить язык. Иностранцы - очень организованные и дисциплинированные люди, у них всё расписано по минутам. К тому же они никогда не позволяют себе унижать и оскорблять артистов. Наши могут запросто обозвать балерин коровами, дебилками и т.д. Это очень важно, когда тебя воспринимают как личность, а не как подручный материал.
Если артист не улавливает темп музыки, то иностранец её просто останавливает. Язык танца - особенный, здесь многое строится на уровне чувственного восприятия. Худрук объясняет и показывает тихо, но действенно. Это совсем другой уровень и стиль работы. Он полностью меня устраивает.
Вас никогда не сравнивали с нашим великим земляком Рудольфом Нуреевым?
- Нет, мы слишком разные. Я - другой. Во всех смыслах. К тому же в Петербурге нет благоговения перед Нуреевым. Там больше славится Барышников.
Ваши друзья, подруги - из мира балета?
- В основном, да. Нам легче понимать друг друга. Но вот жениться на балерине я бы не стал. Они капризные, неприспособленные в быту, не умеют готовить. Я всё делаю сам и, наверное, поэтому пока не женат. Впрочем, мне ещё только 24.
- ак вы отдыхаете?
- Сплю. Сон - лучший отдых. В редкие выходные хожу на художественные и фотовыставки.
Кстати, меня недавно пригласили поучаствовать в интересном проекте. В Мариинском театре собираются открыть модельное агентство, в котором будут задействованы только артисты балета.
Иногда с друзьями выбираемся на природу. Очень люблю плавать. Неважно, где: в море, в бассейне. Кстати, моя мама - инструктор по плаванию. И если бы я не пошёл в балет, то наверняка бы стал спортсменом.
- ама вами гордится?
- Наверное. Она очень сдержанный человек. Но я увидел слёзы в её глазах, когда она впервые побывала в Петербурге на «Спящей красавице» с моим участием. А потом очень эмоционально смотрела интервью со мной на канале «Культура».
Я благодарен маме за всё. Наш отец умер рано, и мама в одиночку поднимала четверых детей. Относилась всегда ко всем ровно, никого не выделяла. И сейчас не выделяет, как мудрая мама и педагог. Я разговариваю с мамой по телефону каждый день. Для меня это общение - самая лучшая в мире психотерапия.
О чём вы мечтаете?
- О новых ролях, о новых странах, где я смогу показать своё искусство. Так много ещё не сыграно и не сделано. И так хочется всё успеть

Взято отсюда

балет, Ришат Юлбарисов

Previous post Next post
Up